14:49, 31 октября 2015

“Когалымавиа” - со всех точек зрения средненькая авиакомпания

На борту разбившегося самолета компании "Когалымавиа" находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. В районе крушения идет поисковая операция. Самолет пропал с радаров через 23 минуты после взлета. Причины трагедии пока неизвестны. Ситуацию для "Вестей FM" прокомментировала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

"Вести FM": Майя, Ассоциация туроператоров сейчас составляет списки тех, кто летел в этом самолете? Все ли из них граждане России?

Ломидзе: Ну, списки невозможно составить, их можно только получить из разных источников, в общем, этот процесс на финальной стадии уже. Пока, по имеющейся информации, все - граждане России практически, ну, судя по фамилиям, и в ближайшее время будет опубликован на нашем сайте этот список. Беспрецедентная ситуация, конечно, это ужасно.

"Вести FM": Майя, что касается "Когалымавиа", компания существует на рынке с 1993 года. Что можете о ней сказать?

Ломидзе: Такая средненькая авиакомпания, занимающаяся в основном чартерной перевозкой, есть какие-то внутренние рейсы. Особых таких проблем у перевозчика этого не было. Ну, такая со всех точек зрения средненькая авиакомпания: средненький авиапарк в средненьком таком состоянии - ни шатко ни валко, с нормальными, средненькими постоянно ценами. Ну, ничем особенным эта авиакомпания до сих пор не отличилась. Почему произошла эта ужасная катастрофа - это, безусловно, должны выяснять специалисты. Но, судя по всему, наверное, все-таки был какой-то технический сбой на самом самолете, иначе бы он не взлетел просто, не дали бы вылететь.

"Вести FM": Майя, а Ассоциации туроператоров России будет рекомендовать своим членам, может быть, приостановить использование самолетов этой авиакомпании?

Ломидзе: Нет, до выяснения причин произошедшего делать какие бы то ни было рекомендации и советы несколько безответственно, я бы сказала. Потому что причина может оказаться совершенно неожиданной, мы ее реально не знаем, можем предполагать. Но если выяснится, что дело в техническом состоянии самолета или дело, может быть, в том, что выпустили из аэропорта Шарм-эль-Шейха уже в неисправном виде самолет, это уже немножко другая история, которая требует несколько иного поведения, иных мер. И, конечно, если это будет так, то, соответственно, мы будем со всей ответственностью рекомендовать делать вещи, безопасные для пассажиров и граждан.

"Вести FM": У этой авиакомпании 7 аэробусов А-321 и 2 самолета А-320. И эти 7 аэробусов, наверное, завтра куда-то собираются лететь. И люди, которые собирались лететь самолетами этой авиакомпании, узнав о сегодняшних событиях, скорее всего, многие из них просто будут бояться. Смогут ли они отказаться от перелетов этой авиакомпанией? И если смогут, то как это будут делать туроператоры?

Ломидзе: Смотрите, я понимаю, что есть эмоциональная реакция на это ужасное событие, которое произошло, действительно катастрофа со всех точек зрения. А дальше есть уже закон и порядок действий. Если люди отказываются от перелета на рейсах определенной авиакомпании, но при этом не доказано, не подтверждено, что самолет этой авиакомпании был неисправен, то этим людям придется, видимо, доплачивать за билеты, если они хотят лететь на другом перевозчике.

"Вести FM": А в страховку включена возможность будущей авиакатастрофы?

Ломидзе: Нет, возможность авиакатастрофы в страховку не включена точно.

"Вести FM": А есть ли такие страховки, которые позволяют людям отказаться от путевки в каких-то форс-мажорных ситуациях (а катастрофа - это форс-мажорная ситуация) и получить обратно свои деньги?

Ломидзе: Есть форма страховки, которая отчасти предусматривает разные причины отказа от поездок, называется она "страховка от невыезда". Но в подавляющем большинстве случаев она оформляется при поездке в визовые страны. В безвизовые страны люди ее не оформляют и не задумываются просто об этом. Потому что одна из основных причин невозможности поехать зачастую - отказ в визе либо задержка паспорта с визой. Поэтому страховка от невыезда на таком направлении, как Египет, не распространена и крайне маловероятна, ну, практически нет шансов, что у кого-то из людей, которые захотят поменять перевозчика, будет такая страховка.

"Вести FM": Ответственность "Когалымавиа" перед пассажирами была застрахована в "Ингосстрахе", и страховая выплата на пассажира составит более 2-х миллионов рублей. У вас такая же информация по поводу страховок?

Ломидзе: Да, это более-менее стандартная страховка перевозчика перед пассажиром. Я не уверена, сумму, может быть, надо будет проверять, но сам механизм, принцип - да, это действует.

"Вести FM": Майя, сейчас в аэропорту "Пулково" собираются родственники тех людей, которые летели в этом самолете, вот есть ли порядок их действий, что они могут сделать?

Ломидзе: Есть телефон горячей линии, куда можно звонить. Это минимум, шаг номер один. А дальше надо связываться со страховой компанией, где все люди были застрахованы, по поводу возврата тел. Насколько я понимаю, МЧС тоже готово подключиться при необходимости.