Из Египта в Россию в понедельник доставят 136 тонн чемоданов и сумок. Их владельцы - туристы, возвращающиеся с отдыха, - летят отдельно. По этой же схеме ранее уже прибыли 60 тонн багажа. В МЧС сообщили, что "возвращение багажа российских туристов из аэропортов Египта в Россию находится на контроле Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России". Такой надзор неслучаен: пока не выявлены причины авиакатастрофы над Синаем, стоит исключить любые факторы риска во избежание новых трагедий.

Багаж - одно из самых уязвимых мест в безопасности полета. Кроме самого пассажира, с ним взаимодействуют несколько человек - от служащего отеля и водителя автобуса до грузчиков, которые забирают и выставляют сумки на ленту. Может ли кто-то из них несанкционированно проникнуть в багаж без ведома пассажира - неизвестно. Путь чемодана проследила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Номер отеля перед выездом: последняя проверка шкафов, ванной и тумбочек. Зарядка, куртка, тапки - в чемодане? Можно закрывать. Если заказан трансфер all inclusive - доставка "от и до", вещи можно выставить за дверь номера. В отеле чемодан упакуют в целлофан, погрузят в отдельный транспорт, довезут до аэропорта и помогут поставить на ленту при сдаче багажа. И здесь сложно отследить, было ли несанкционированное проникновение. Но такая схема - большая редкость. Как правило, 99% путешествующих после упаковки багажа берут его с собой, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов:

"Они к положенному сроку подходят на ресепшен, закрывают все финансовые вопросы с отелем. Багаж в это время находится либо в багажной комнате, либо в зоне ресепшена. Сами туристы находятся там же. И в этот момент с багажом могут соприкасаться служащие отеля, а также водитель автобуса или автомобиля. Влезть в багаж в этот момент можно, но сложно".

Но даже если допустить такую вероятность, есть риск, что до самолета "вложение" не дойдет - впереди несколько этапов проверок. В некоторых аэропортах контроль может начинаться уже на подъезде. Дальше - рамка при входе. А где-то не только это, но и другие виды проверок, как, например, в Израиле, говорит член правления всемирного Фонда безопасности полетов Владимир Шелковников:

"По 7 таких кордонов, которые тебя действительно проверяют очень жестко, начиная с собеседования. Начинают с наводящих вопросов: есть ли багаж приятеля, который вас о чем-то попросил? Эти проверяющие - больше психологи. Они почувствуют волнение человека, который что-то хочет совершить".

Но даже если здесь удалось что-то пронести, есть риск, что пассажир, не знающий о вложении, случайно его обнаружит, рассуждает Вадим Прасов:

"Когда гость с собранным багажом приходит в аэропорт, и ему говорят, что у него перевес, что надо переложить вещи в ручную кладь, достаточно высока вероятность того, что человек, перекладывая, увидит в багаже посторонний предмет и задастся вопросом: "А что это?".

Далее - регистрация и сдача вещей в багаж. У пассажира остается ручная кладь, и его ждет доскональная проверка перед так называемой "чистой зоной". А в это время вещи, сданные в багаж, также отправляются на контроль, рассказывает генеральный директор ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев:

"Твой багаж проходит через еще один, более мощный энтероскоп, где смотрят, что там у тебя. И если там сотрудники багажной службы определяют что-то подозрительное, они имеют право вскрыть твой чемодан. Если они считают, что все нормально, чемодан закрывается и поступает дальше. Если что-то вызывает сомнение, они имеют право вызвать вас из "чистой зоны", и вы должны объяснить, что это у вас".

Затем багаж складывается в контейнер, ставится на паллет или на индивидуальную транспортную ленту и отправляется в грузовой отсек. Экипаж и бортпроводники приезжают заранее и, пройдя проверки, оказываются на борту. Служащие аэропорта, перед тем как попасть в здание, также проходят многоэтапную проверку, поясняет Виктор Горбачев. Но исключить внедрения злоумышленников на последнем этапе - перед самим грузовым отсеком - нельзя:

"Прежде чем войти в здание аэровокзала, все служащие тоже проходят через рамки, тоже проверяют вещи через энтероскопы. Возможно ли что-то сделать? Через эти рамки - невозможно. Если где-то там под забором просунуть - наверное, возможно. Хотя весь периметр ограждения - под наблюдением. Возможно ли здесь что-то пронести? Возможно! Это человеческий фактор".

Вероятность такого развития событий ничтожно мала - доля процента. Но она есть, говорят специалисты в области безопасности. Исполнителями чудовищного замысла могут быть подкупленные люди, внедренные террористы или даже сочувствующие им или их родственники. Сомнения в том, что египетская схема работает без сбоев, и стали одной из причин приостановки полетов. Сейчас сразу в трех городах страны работают российские группы аудита, чтобы выяснить, есть ли в аэропортах Египта уязвимые места.