17:01, 18 ноября 2015

Смертельный груз: как бомба попала на российский самолёт

Новые факты в деле о подрыве российского самолёта в Египте сужают круг поисков. Спецслужбы полагают, что бомба находилась в салоне лайнера и была заложена под сиденьем. Анализ частиц на обломках самолёта указал на присутствие взрывчатки. А характер повреждений фюзеляжа говорит о том, что взрыв произошел внутри, а не снаружи, как предполагали ранее. Окончательный выбор в пользу версии теракта теперь возлагает всю основную работу на экспертов-криминалистов. Технические специалисты, которые искали неполадки в самом самолете, заканчивают своё дело. О новых подробностях в расследовании - материал корреспондента "Вестей FM" Николая Осипова.

Бомба располагалась в хвосте самолета и была заложена под сиденьем. Пока это не окончательная официальная информация, но источники указывают, что изучение обломков лайнера указывает на это. Эксперты оценили мощность в 1 килограмм тротила - это означает, что бомба не занимала много места. Маловероятно, что она находилась в личных вещах кого-то из туристов. Обычно пассажиры убирают свои чемоданы и пакеты, которые проносят в салон, на верхние полки. Правила предполагают размещение сумок под впереди стоящим креслом, но они мешаются под ногами, и даже члены экипажа часто требуют убирать вещи с пола. Это говорит о том, что, вероятнее всего, бомбу пронесли в салон заранее. Возможно, это было сделано во время уборки самолета, возможно, когда его готовили к вылету и загружали питание. В таком случае исполнителем теракта должен быть кто-то из сотрудников аэропорта.

Предполагается, что устройство было оснащено часовым механизмом с достаточным запасом времени. В момент срабатывания лайнер должен был лететь над морем, но рейс вылетел чуть раньше и упал на землю. Бомба сразу повредила обшивку самолета, и мгновенная разгерметизация сделала его неуправляемым. Airbus начал разваливаться на части под давлением потоков воздуха. Потом взрывотехники обнаружили в обшивке лайнера подозрительное отверстие. Были версии, что его оставил чей-то тяжелый чемодан, выпавший из багажного отделения. Но когда на краях пробоины нашли следы взрывчатки, эксперты сделали вывод, что это и есть место закладки бомбы. Устройство не было снабжено поражающими элементами, поэтому сразу нельзя было утверждать, что стало причиной разрушения самолета.

Изначально также египетские специалисты утверждали, что частиц взрывчатки на корпусе нет. Но когда образцы отправили российским криминалистам, те не только нашли эти частицы, но и, по всей видимости, установили тип взрывчатки. Она иностранного производства, скорее всего, бомбу изготавливал военный специалист. То есть в процессе исполнения теракта была задействована целая цепочка сообщников. Тех, кто незаметно осуществил доставку смертельного груза на борт. Последним звеном, возможно, был кто-то из персонала аэропорта. Причем не исключено, что этот сотрудник заранее внедрился туда, чтобы главари ИГ потом использовали его для подготовки теракта.