13:47, 30 марта 2017

Гражданская АПЛ нужна для освоения арктического шельфа

Российские ученые разрабатывают первую в мире гражданскую атомную подводную лодку. Об этом  агентству РИА "Новости" сообщил руководитель проектной группы направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко. По его словам, на данный момент в мире нет таких подлодок. Это - уникальные перспективные технологические решения. Ожидается, что такой транспорт поможет в поиске полезных ископаемых подо льдами Арктики.

На связи - военный обозреватель "Вестей ФМ" Михаил Ходарёнок.

"ВЕСТИ ФМ": Михаил Михайлович, а для чего нужна атомная гражданская подводная лодка?

ХОДАРЁНОК: Начнём с того, что у нас есть аналогичные проекты в военной сфере. Это так называемые атомные глубоководные подводные станции. У нас есть даже несколько проектов. Например, 1910 "Кашалот", 1851 "Палтус" и вот последняя – это АС-31, её иногда называют "Лошарик". Вот эта глубоководная станция, по некоторым данным, может погружаться на 6 тысяч метров. А те тактико-технические характеристики, которые были заявлены при создании гражданского варианта атомной подводной лодки, озвучены очень скромные. Например, максимальная глубина погружения - всего 400 метров, и ход 13-12,6 узлов. Ну, в общем-то, это маловато.

"ВЕСТИ ФМ": А может быть, этого достаточно для каких-то исследований?

ХОДАРЁНОК: Понимаете, это очень мало! Это очень тихоходная подводная лодка, которая даже к месту своих работ будет продвигаться достаточно долго. У того же самого "Лошарика" скорость - 30 узлов.

Опять-таки, кто будет создавать? Есть у нас такое Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", оно в состоянии сделать подобную подводную лодку за весьма короткие сроки. Всё зависит только от выделенных средств.

Для чего предназначена будет атомная гражданская подводная лодка? Тот же самый "Лошарик" АС-31, например, в 2012 году занимался сбором грунта в Арктике на глубине от 2,5 до 3 километров, причём осуществлял это на протяжении 20 суток. Видимо, всё-таки необходимость создания подводной гражданской атомной лодки связана с освоением Арктики и с освоением её шельфа, поскольку именно там надо производить глубоководные исследования. И необходимости всё-таки в присутствии персонала от Военно-морских сил, видимо на такой лодке, в общем-то, нет, потому что на той же самой АС-31, например, там экипаж - 25 человек, и все - офицеры. Ну, видимо, для исследований всё-таки грунта, для возможности каких-то работ по бурению офицеры Военно-морских сил не требуются, а требуются исключительно гражданские специалисты. С этим, видимо, и связан вот этот проект.

Полностью слушайте в аудиоверсии.