тема: Такси
16:57, 26 февраля 2019

"Таксопарки" во дворах: куда девать машины?

Таксисты оккупировали московские дворы. Жители многоэтажек недовольны тем, что перевозчики занимают парковки, а некоторые водители превращают автомобили в места постоянного проживания. В местах особо плотной концентрации таксистов периодически возникают заторы из-за стоящих "на приколе" машин. До официальных жалоб пока не дошло, но в соцсетях жители размещают все больше роликов с возмущениями по поводу превращения дворов в филиалы таксопарков. Обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов посетил конфликтные районы.

Улица Руставели, офис одного из агрегаторов такси. Большая парковка за аккуратным забором. Шлагбаум. Пост. Охранник. Всё аккуратно и прилично. Во всяком случае утром, когда машин-партнеров тут немного. Вечером и ночью, по словам местной жительницы Надежды, вся эта красота разъезжается по окрестным дворам.

НАДЕЖДА: За забором – это территория "Яндекс.Такси", у которой в принципе есть достаточно большая, хорошая парковка. Поэтому нас и возмущает: почему машины "Яндекс.Такси" оказываются в наших дворах? В моем понимании, у такси должна быть своя стоянка. Человек закончил заказ, он приехал, отчитался, если у него день рабочий закончился. Если у него идет рабочий день, то он все равно должен на каких-то специальных стоянках находиться, то есть это все должно отслеживаться, понимаете?

Недовольная Надежда, как ясно из ее слов, живет представлениями из советского прошлого, где были государственные таксопарки, где водители отрабатывали 8 часов, ставили машины в гаражи и отправлялись домой. И 2 раза в месяц получали зарплату и аванс.

Современное такси работает по другим принципам. Продолжительность рабочего дня перешла в другую шкалу измерений – не в часах, но в рублях, чтобы хватило на оплату аренды машины, а большинство водителей берет их именно в аренду у собственников, причем оплата – ежесуточно, от 1 000 до 2 500, в зависимости от класса машины. Чтобы хватило на бензин и мойку. Чтобы хватило на комиссию, которую взимает агрегатор, предоставляющий заказы. И чтобы хватило себе и своей семье на жизнь. Если же – так бывает – в перечень этих 4 главных задач вклинивается совсем уж непреодолимая усталость, то надо найти какой-нибудь двор, чтобы не оказаться на платной парковке, и в этом дворе уже перекусить и отоспаться. И хорошо, если двор этот – рядом с подобным сервисным центром агрегатора, куда можно потом утром быстро подскочить и решить свои вопросы. А двор дома в Огородном проезде, где проживает Надежда, к ее несчастью, таким и оказался.

НАДЕЖДА: Человек приехал, остановился, поел, поспал, почитал газету, поговорил по телефону, в ближайшие кусты справил нужду – и спит дальше в машине. Таких случаев сейчас у нас очень много.

Описывать картину происходящего вокруг офиса агрегатора продолжил другой местный житель, Денис.

ДЕНИС: Так получилось, что у нас в районе с появлением офиса этого виртуального агрегатора – самого главного – московского такси появился виртуальный таксопарк, который, не имея никакой инфраструктуры, тем не менее есть здесь. И когда площадка для стоянки, которая находится при офисе агрегатора, занята, то все прилегающие улицы – заняты. Когда у людей есть необходимость прибыть то ли раньше, то ли... Не знаю, в общем, водители такси этого агрегатора отдыхают и здесь, на этой улице, и в прилегающих дворах жилой части нашего района.

Значительная часть района – нежилая. Там – промзона, площадки хладо- и мясокомбината. И участок улицы Руставели – от Проектируемого проезда №6564 до Огородного проезда, там, где находится офис агрегатора, – это по полторы полосы движения в каждую сторону. С одной сплошной разделительной. Знаков запрета парковки тут нет, и с обеих сторон машины стоят плотно. Попадаются среди них и таксисты. Впрочем, утром это – 1 – 2 машины. Все либо на заказах, либо у дверей офиса. Но если в этот момент по улице едет фура, а ездят они часто, то перегораживает движение полностью. А таксистам тут же надо по делам. Еще одна жалоба Дениса – как раз на пробки.

ДЕНИС: В пятницу я стоял в пробке в 4 часа дня на Огородном проезде. 2 светофора – это достаточно большое расстояние, около 800 метров, и вся пробка была из автомобилей такси, в общем-то.

Недовольство людей вызывают стоящие везде машины такси. И поскольку они окрашены в цвета агрегатора – то и в адрес агрегатора в конечном счете. И тут, хотя водители лишь подключены к базе агрегатора, но на его балансе их машины никак не числятся, агрегатор все же может вразумить своих партнеров, полагает руководитель Центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.

ШВАГЕРУС: Это водители не агрегатора, это – водители таксопарков или владельцы собственных такси, которые имеют разрешения, они являются подрядчиками "Яндекс.Такси". Установить правила для своих подрядчиков "Яндекс" не только может, но и обязан сделать, поскольку речь идет о жилых кварталах. Поскольку де-факто получается, что "Яндекс" – транспортная компания, и он проводит свои какие-то технологические процедуры рядом с этим офисом.

Но в самом офисе нас уверили, что его работа заканчивается в 19:00 и после того все машины такси с парковки уезжают. А охранник имеет строгое указание – ни перед кем шлагбаум до утра не поднимать. Это, по сути, нам подтвердил и один из водителей такси, Пётр.

КОРР.: Местные жители жалуются, что водители иногородние оставляют машины тут, якобы ночуют.

ПЁТР: Ну, а как? Парковка же закрывается. Как они могут здесь бросать – вон, ворота стоят, все закрывается.

КОРР.: То есть фактически ночью сюда проехать нельзя?

ПЁТР: Нельзя, конечно. Они же работают определенное время, у них – до 19:00, и все.

КОРР.: Сейчас здесь есть несколько десятков машин такси. Что эти люди здесь делают?

ПЁТР: Кто проходит проверку, кто – подключается, кто – отключается. У всех разные дела здесь.

О функциях центра на улице Руставели рассказала официальный представитель компании Наталья Рожкова.

РОЖКОВА: Водительский центр помогает водителям разобраться с любым вопросом по работе сервиса. Они могут пройти обучение или просто выпить кофе. Никаких ежедневных техосмотров там, конечно, не проводится. Есть парковка возле центра, жалоб на работу центра ни от местных жителей, ни от властей наша компания не получала.

Получается, что офис – этакий клуб по интересам для водителей такси: попить кофе, поговорить о работе. Внутри – уютно, и всем посетителям комфортно. Это – тоже правда; мы ожидали кого-либо из руководителей этого сервиса в очереди, которая двигалась очень быстро. За несколько минут больше десятка водителей пожелали подключиться к базе. У них требовали техталоны машин и водительские права. И дальше направляли к консультантам. Как мы выяснили, наличие у водителя жилья, чтобы он, порой приехав из другого региона России или Белоруссии и Киргизии, а гражданам этих стран можно трудиться в московских такси, не ночевал буквально в арендованной машине, агрегатор не проверяет. Кстати, фраза, что "техосмотров около офиса, конечно, не проводится", рождает серьезный вопрос и к водителям, и к агрегатору. А где такой техосмотр проводится? Не тот, который раз в год ради полиса ОСАГО, а тот, который должен быть ежедневно у любых пассажирских перевозчиков? И медицинский, между прочим, тоже.

Наталья Рожкова права в том, что жалоб от жителей в их компанию не поступало. И Надежда, которая рассказывала нам об ужасах парковки таксистов во дворе, никуда, кроме соцсетей, не обращалась. Не обращался в офис и Денис, раздосадованный частыми пробками.

КОРР.: Вы общались с представителями агрегатора, как-то выяснить ситуацию пытались?

ДЕНИС: Эта ситуация у нас возникла совершенно недавно. Я даже не знаю, когда у нас появился этот офис. Но вот сейчас прямо развитие началось активное. В последние 2 недели здесь видна эта деятельность. В общем, здесь в рабочее время все переполнено автомобилями.

Насчет напряженной ситуации на улице Руставели и прилегающих к ней у агрегатора есть своя позиция. Ее озвучила Наталья Рожкова.

РОЖКОВА: Надо учитывать, что район вокруг относительно новой станции метро "Бутырская" – очень оживленный, там много магазинов, есть большое отделение налоговой, промзона, строятся новые социальные объекты. И если транспортная инфраструктура района нуждается в улучшении, то этот вопрос надо решать комплексно.

В изложении представителя агрегатора, проблемы надо решать. В изложении местного жителя, проблемы в районе возникли с появлением агрегатора. Станислав Швагерус предлагает вариант решения.

ШВАГЕРУС: В перспективе нужно, конечно, как и любой транспортной компании, выводить это дело за МКАД куда-то, где будет организована площадка, где побольше места, куда будут съезжаться все такси для прохождения технологических процедур.

После того как мы анонсировали этот сюжет в эфире, свои сообщения тут же прислали жители еще нескольких районов Москвы, где тротуары и дворы превращены в парковки такси. Это и улица Палехская, и перекресток Болотниковской и Азовской улиц. И в Химках есть подобное место – у дома №1 на улице Панфилова. Конечно, заказ такси через приложение – вещь современная и удобная для многих, но беда, что в этом большом онлайн-таксопарке все машины – вполне себе реальные, и их надо где-то размещать. И с этим виртуальное пространство справляться пока не научилось.