17:51, 29 августа 2019

Новые знаки и разметка не отменяют действующие

Извилистый путь к безопасности. Росстандарт предлагает изменить дорожную разметку и знаки. Сплошные и прерывистые линии на городских улицах станут волнистыми, чтобы водители интуитивно снижали скорость. А светофоры вообще радикально поменяют форму – увеличатся в размерах и будут квадратными. Это необходимо, по замыслу разработчиков, для сокращения количества аварий и наездов на пешеходов. И появится все это в российских городах по мере того, как в регионах изыщут деньги на обновление инфраструктуры. Подробности – у обозревателя «Вестей FM» Сергея Артемова.

Почему светофор – круглый? Потому что свет в нем дает лампа накаливания. И круглый колпак для нее – самый удобный. Но сегодня, когда светодиоды гораздо дешевле и экономичнее, такая форма превращается в архаику. Изменения, над которыми активно работает Росстандарт, в первую очередь и затрагивают светофоры – каждый их сегмент увеличится в размерах, а красный может быть даже вдвое больше остальных. И сегменты эти еще и станут квадратными, заметил нам один из инициаторов изменений, руководитель технического комитета «Умная дорога» при Росстандарте Александр Шумский.

ШУМСКИЙ: Пока речь идет не о таких революционных изменениях, речь хотя бы идет о том, что можно использовать не только круглый светофор, привычный нам, но и – квадратный, потому что – в квадрате больше площади свечения и так будет гораздо понятнее участникам движения, издалека этот светофор будет лучше видно… ведь люди ориентируются не на форму, но на цвет – и если они привыкли к зеленому, они все равно увидят, тем более, что издалека эта фигура превращается в такое пятно…

Еще один новый сигнал – красный крест в зоне разрешенного поворота налево. Он показывает водителю, что встречные машины в этот момент видят красный сигнал и гарантированно стоят на месте. Это – из практики Франции, и вообще, говорит Александр Шумский, большинство обсуждаемых сейчас изменений уже успешно действует в других странах:

ШУМСКИЙ: То есть, красный крест подсказывает, что со встречного движения машины – не двигаются… обычно все, что мы внедряем, процентов на 80-90 – это международная практика успешная, то есть мы откровенно подсматриваем чужой и успешный опыт… так было с малыми знаками, так было с разметкой-«вафельницей», которая теперь по всему городу, а раньше – 3-4 года назад это эксперимент был… то есть все потихоньку проходит медленную апробацию – законы физики во всем мире работают одинаково… поэтому, ничего страшного, если мы учимся там, где более развито… ведь мы сейчас находимся на 84-м месте по безопасности дорожного движения в мире, на уровне Бангладеш… до европейских нам – еще далеко…

Отдельный блок – разметка. Она станет волнистой. Опять же – европейский опыт. Там, как правило, перед самым перекрестком полоса движения плавно смещается вправо, или – влево и водитель сбрасывает скорость, чтобы не столкнуться с другими попутными машинами. Еще одна идея: размещать парковки на улицах с односторонним движением по очереди – несколько мест на одной стороне, затем, через короткий промежуток – на другой, таким образом, получается естественная волна и разогнаться «педаль в пол» будет гораздо сложнее.

Парковки платные пометят синим цветом, общедоступные белым – водителям не придется, заруливая в карман, еще и крутить головой, выясняя, как стоянка повлияет на его кошелек. Впрочем, этот успешный опыт Италии, Франции и Испании на зимних российских улицах может сыграть злую шутку – тут не только речь о поисках парковки по цвету, но и про волнистую разметку – под снежным накатом ее никто не различит. И тот, кто поедет формально правильно, неминуемо помнет бока о того, кто едет просто прямо. Без увязки с коммунальными службами тут никак не обойтись.

А вот то, что предлагается пешеходам. На загородных трассах «зебры» планируется оснастить датчиками движения и фонарями. Появился человек у обочины – весь переход сразу освещается. По ночам и ему виднее будет, и водители заметят помеху издалека. А над переходом, к тому же, замигает желтый сигнал. Такое, кстати, уже работает на нескольких переходах на трассе М1 в Смоленской области. Желтый сигнал рекомендовано добавить и на пешеходные светофоры в городах, чтобы люди были осторожны в тот момент, когда слева от них может появиться машина, которая, в свою очередь, поворачивает направо по зеленой стрелке.

Если все это будет активно внедряться на дорогах, улучшения почувствуют все – оценку дает управляющий партнер юридической компании «ШАГИ» Андрей Шарков:

ШАРКОВ: Те изменения, о которых я слышал – это и светофоры, и разметка – по большому счету, с абсолютным большинством предлагаемых изменений я, как водитель и как юрист – согласен, с той точки зрения, что их применение будет обеспечивать большую эффективность организации дорожного движения… у нас, к сожалению, долгое время организацией дорожного движения занималась ГИБДД, которая, по своей сути, орган контрольный и несвойственная ей функция – правильно организовывать… и вот здесь был подвох, который, к сожалению, долгое время оставался… сейчас стали этим вопросом заниматься на методическом уровне…

Предложения по разметке и светофорам изначально будут понятны водителям, отмечает Александр Шумский, и их опасения, что придется чуть ли не заново учить правила движения – беспочвенны:

ШУМСКИЙ: Что точно ничего делать не надо – изучать новые знаки и разметку, потому что они – интуитивно понятны, и водитель при взгляде на нее автоматически понимает, что она обозначает – какой поворот, какой радиус, какую траекторию движения… потому новые правила учить не нужно будет…

Все это не означает запрета старой дорожной инфраструктуры и повсеместное обязательное внедрение новой. Изменения станут вариантами действующих ГОСТов. И власти регионов сами решат, насколько им необходимы новые светофоры и разметка. Надо признать, это обойдется недешево, однако в долгосрочной перспективе – сокращение количества смертей и увечий на дорогах в любом случае окупит финансовые затраты.