17:43, 29 апреля 2011

Президент сдвинул вопрос техосмотра с мертвой точки

Президент Дмитрий Медведев считает возможным отменить требование об обязательном прохождении автовладельцами технического осмотра. "Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах", - заявил он на встрече с активом партии "Единая Россия". По его словам, "если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это "ведро с гайками", так все равно бумажку получит, но уже другим путем". Что реально можно сделать с техосмотрами? Мнения экспертов изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: Техосмотр техосмотру рознь. Для новых автомобилей он абсолютно не нужен. И в этом автоэксперты полностью согласны с российским президентом. За контролем технического состояния машины должен следить официальный дилер, который ее и продал, считает заместитель главного редактора газеты "Автоизвестия" Андрей Осипов.

Осипов: ТО для новых авто можно было бы выдавать сразу на 5 лет. Потому что в течение 5 лет любой новый авто, если он, конечно, обслуживается у официального дилера, может спокойно обойтись и без инструментального контроля и ТО тем более. За этим следит официальный дилер. Кроме того, сейчас на авто гарантия составляет три года, или 100000 км. Поэтому для новых авто отменить процедуру ТО мне представляется вполне логичным.

Гололобов: Для подержанных автомобилей в принципе тоже можно совсем отменить техосмотр. Но в этом случае, по мнению главного редактора журнала "Автомир" Антона Максимова, необходимо будет усилить ответственность автомобилиста за эксплуатацию неисправного транспортного средства.

Осипов: Можно ввести какие-то санкции, если экспертиза докажет, что ДТП произошло по причине плохого технического состояния. То есть владелец будет платить штрафы, или какое-то даже уголовное наказание ввести…

Гололобов: Не будет совсем техосмотра, и право наказывать или миловать автомобилиста за состояние его машины наверняка перейдет к инспектору на дороге. Совсем отменить контроль, хотя бы в какой-то иной форме, власти вряд ли позволят. Да и сейчас офицер ГИБДД может проверить автомобиль на стационарном посту, напоминает Антон Максимов.

Максимов: Он имеет право, скажем, проверить тонировку, фары, если он видит, что в темное время суток машина едет с одной горящей фарой. В принципе, можно просто рублевые штрафы увеличить за какие-то неисправности, которые можно выявить на улице. А все остальное - в принципе, автовладелец должен думать, на каком авто он выезжает на дорогу. Если он не думает, то это его, в первую очередь, проблемы.

Гололобов: И все таки большинство опрошенных нами экспертов склоняются к мысли, что техосмотр подержанных машин отменен не будет. Но он обязан стать беспроблемным, о чем, собственно, и говорил президент страны. Сделать это можно, в разы расширив сеть станций технического контроля и дав им право самим, без инспекторов ГИБДД, выдавать талоны техсмотра, отмечает главный редактор журнала "Новости автобизнеса" Роман Гуляев.

Гуляев: Наверное, правильно это - передавать право проведения ТО дилерам и сервисам, имеющим соответствующее разрешение от государства, входящие в соответствующие саморегулируемые организации. Как, например, НАПТО. По крайней мере, члены этой саморегулируемой организации готовы как-то отвечать за выданные талоны. Ведь вопрос не только в том, выдать или не выдать, а вопрос в ответственности потом.

Гололобов: Во всех развитых странах собственно, так и есть. Техосмотром занимаются коммерческие организации. Они же и выдают наклейки о прохождении ТО. Правда, в каждой стране есть свои особенности. Пример Германии привел Андрей Осипов.

Осипев: В Германии процедура прохождения ТО занимает буквально 15 минут. Вы заезжаете в удобное для вас время в этот пункт. Пунктов этих очень много. Они находятся практически рядом с каждым полицейским участком. Все компьтеризировано, проверили, получили наклеечку на лобовое стекло, все, можете быть свободны.

Гололобов: Важно, что в Германии станции, проводящие техосмотр, не занимаются ремонтом. Ибо в противном случае, как считают немцы, был бы нарушен принцип нейтралитета - незаинтересованности пункта техконтроля. В США же в этом проблемы не видят. И техсмотр проводят сервисные подразделения официального дилера.

Осипов: Вот человек приехал к ним на обслуживание, они проверили техсостояние и дали ему соответствующее разрешение на эксплуатацию. Вот и все.

Гололобов: Кстати, впервые предложение о том, что техосмотром должны заниматься дилеры, прозвучало из уст депутатов Госдумы года два назад. Но дальше слов дело по разным причинам не пошло. Сейчас, после заявления российского президента, этот вопрос, возможно, двинется с мертвой точки.