15:53, 26 мая 2011

Техосмотр испытают мораторием

Техосмотр отменен, правда, пока временно и не для всех. Владимир Путин продлил действие техталонов, истекающих в нынешнем году, еще на 12 месяцев. Для автомобилей не старше года ТО отменен вовсе. Все плюсы и минусы моратория на техосмотр изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

То, о чем так долго говорили автомобилисты, свершилось. Техосмотр отменен, правда, пока на год. То есть владельцы, которые обязаны были представить автомобили на технический контроль с сегодняшнего дня и до конца года, смогут это сделать уже в будущем году. Объявляя годичный мораторий, власти фактически начинают эксперимент. Он должен дать ответ на вопрос - что будет на наших дорогах, когда машинам не нужно будет проходить ТО, поясняет главный редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов.

"Если все будет нормально (я так думаю, что все-таки на 99% наш народ совершенно нормально к себе относится и не позволит попусту рисковать, как бы мы сами к себе не относились), то, стало быть, все это действительно надо отменять и передавать в руки дилерским центрам", - заявил эксперт.

Что касается автомобилей, выпущенных не более года назад, то им техталоны будут выдаваться при постановке машины на учет в ГИБДД и без техконтроля. Инспекторы лишь сверят VIN-номер и проверят наличие аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя. Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто, правда, удивлен, почему послабления введены только для машин не старше года.

"Во всем мире - это я могу сказать точно, мы этот вопрос изучили - за авто до 3 лет отвечает обычно производитель. ТО для таких машин во всем мире не нужен, не рекомендован настоятельно. У нас его придумали 5 лет назад, а теперь наш премьер-министр говорит - нет, мы не отменим, как хотели, для авто до 3 лет, а отменим только для машин до года. Вот это зачем? Вообще непонятно", - сетует Моржаретто.

Годичный мораторий, по сути, представляет собой переходный период, за время которого власти должны подготовить новую схему прохождения техосмотра. Что он будет отменен навсегда, не верит ни один из опрошенных "Вестями ФМ" автоэкспертов. В мире техосмотром занимаются либо сами продавцы машин и дилеры (все равно ведь автомобиль стоит у них на гарантии), либо независимые центры техконтроля. Скорее всего, так будет и у нас, уверен Игорь Моржаретто.

"Если человек обслуживается сам, то существуют какие-то станции, работающие в паре со страховыми компаниями. Это может быть и чисто станция для проведения ТО. Они все равно нужны, потому что есть огромное количество транспорта, которому нельзя отменять ТО. Это машины, которые возят пассажиров, опасные грузы и так далее. Вот на этих станциях машины, которые не обслуживаются в сервисах, могут проходить осмотр, допустим, раз в два года", - комментирует Моржаретто.

Техосмотр, скорее всего, выйдет из ведения МВД. Но кто-то ведь за него все равно должен будет отвечать. По одному из вариантов, это будет Российский союз автостраховщиков. Он будет контролировать прохождение техосмотра в аккредитованных им самим же организациях - и в дилерских центрах, и на независимых СТО. И это логично, считает заместитель гендиректора экспертно-технического центра МЭТР Александр Зайцев.

"Я думаю, что страховщики будут более скрупулезно осматривать транспортное средство, принимаемое на страхование, так как они заинтересованы в уменьшении своих убытков", - утверждает Зайцев.

Такого же мнения придерживается и исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств Борис Ласкин.

"Инфраструктура страховых компаний гораздо развитее пунктов ТО. И когда мы говорим, что сегодня присутствует внушительная коррупционная составляющая при проверке ТО, нам же не приходит в голову кому-то переплачивать из страховщиков за получение полиса. Почему? Потому что их много. Поэтому, опять же, если это будет служить задаче расширения этих узких горлышек, которые сейчас возникают при проверке ТО, то это логично", - считает Ласкин.

Если за техсомотр будут отвечать страховщики, то тогда наверняка они будут настаивать на всеобщем страховании машин по КАСКО. В противном случае придирки к техсостоянию машины будут запредельными. Кроме того, чтобы избежать нынешних очередей, всех видов центров техконтроля должно быть гораздо больше, чем сейчас. Борис Ласкин приводит пример Франции.

"Во Франции этих пунктов, которые допущены к проверке ТО, 5500 по стране. При этом в парк автомобилей составляет 40 миллионов. У нас 43 с чем-то миллиона, а пунктов в России от 3000 до 3500", - поясняет Ласкин.

Но на самом-то деле желающих вложиться в ТО-бизнес достаточно. Надо просто создать понятные всем и честные правила, полагает Александр Зайцев.

"Главное, чтобы за этой деятельностью был надлежащий контроль, чтобы из этого не получилось то, что было в предыдущие годы, когда талон ТО продаётся за 3000 рублей. Ну и нужно, чтобы этот контроль не был подвластен крупным организациям, чтобы любые желающие смогли заниматься этой деятельностью. На правах, которые будут прописаны РСА", - говорит Зайцев.

В проигрыше от моратория на техсомотр останутся лишь те фирмы, которые им сейчас занимаются. Борис Ласкин охарактеризовал возникшую ситуацию так: "Что касается малого бизнеса, безусловно, целый год не иметь проверки ТО - это удар по бизнесу".

На самом деле на "голодном пайке" этим фирмам придется сидеть меньше года. Ведь тех машин, кому ТО положен в 2012 году, мораторий не касается. И они будут его проходить в плановом порядке, начиная с января. Плюс к тому с конца мая будущего года прибавятся автомобили, сейчас попавшие под мораторий. А это практически двойная нагрузка и двойная прибыль.