16:12, 20 июня 2011

Акулы недвижимости с аппетитом смотрят на большую Москву

Провинциальные города встают в очередь на зачисление в Федеральный столичный округ. Первым из претендентов назвали подмосковные Люберцы, которые могут стать площадкой для расширения столицы. Эксперты готовы назвать и другие возможные точки, но указывают на вероятные негативные последствия - рост цен и инфраструктурные проблемы. Какой может стать расширенная Москва, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

География Москвы расширяется. Президентская инициатива о создании столичного округа стала одной из самых многообещающих идей. В области уже ищут кандидатов на попадание в новый округ. В фавориты записали Люберецкие поля аэрации, где давно решили начать строить жилье. Кроме Люберец, столицу может дополнить еще ряд городов, правда, за их перечислением уже начинает теряться суть задуманного, рассуждает член Общественной палаты, профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев.

"Просто "прирезать" кусочек земли? Это, конечно, можно, но это совсем не то. Или легализовать большую Москву, то есть выстроить единую систему регулирования застройки, землепользования, размещения свалок на единой территории и по единой схеме территориального планирования? Чтобы ее грамотно сделать в таком качестве, на мой взгляд, уйдет не меньше 3 лет", - поясняет Глазычев.

Формально включить ближайшее Подмосковье в состав Москвы - не так уж сложно, но за активным обсуждением столичного расширения очень ясно стали видны аппетиты застройщиков, для которых все это - лишь источник прибыли. Новые квадратные метры - в тех же Люберцах обещают возвести порядка 5 миллионов. И цены уже не люберецкие, а настоящие столичные. Примерные тенденции уже готовы назвать специалисты по недвижимости. "Вести ФМ" консультировались у вице-президента Российской гильдии риелторов Константина Апрелева.

"Сегодня разница между городами, которые включены в зону Москвы, и теми, которые находятся на таком же удалении, но не входят в зону Москвы, примерно составляет от 10 до 30% стоимости. Соответственно, теоретически после того, как любой регион будет присоединен к Москве, как только произойдет административное присоединение, на 10-30% может произойти повышение. А с учетом того, что этот регион должен быть обеспечен более эффективной транспортной инфраструктурой, чем имеет сегодня, здесь может произойти очень быстрое увеличение", - рассуждает Апрелев.

Эксперты опасаются, что расширение столицы обернется массовой переоценкой квадратных метров. Нынешние мэры областных городов городятся относительно низкой себестоимостью строительных работ, но все это будет съедено "акулами" рынка недвижимости, которые за одно только название "столичный округ" повысят цены соответственно названию. При этом суть расширения вовсе не в строительстве и географическом расширении застройки, а в переносе крупных управленческих центров. К примеру, когда президенту показывали новый проект "Лахта-центра", который должен стать штаб-квартирой "Газпром нефти" и других компаний в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев заметил, что это как раз то, что он имел в виду, говоря о Федеральном столичном округе, - создание сети полноценных деловых центров вне столицы. Но переезжать из Москвы спешат немногие. Да и некуда пока. Строить некие закрытые резервации для чиновников тоже странно, рассуждает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

"Идея о том, что они там будут работать и жить, она подходит для монастырей и университетских кампусов. Там молятся, там науки изучают, а сделать городок, в котором будут жить правительственные чиновники, а там еще упоминается и перенос финансового центра, - это маловероятно. Нет, какое-то жилье, конечно, там будет, но сложно представить, что этот городок будет замкнут по работе и жилью - этого не бывает в природе. Люди будут ездить, следовательно, надо считать", - говорит Блинкин.

При разговоре о расширении Москвы чаще других всплывает транспортная тема: как и куда будут ездить чиновники и как и куда будут ездить все остальные? Поэтому экспертам по транспорту во многом будут отведены ключевые роли при разработке проекта столичного округа. А еще стоит подумать о том, что будет с местами, которые теоретически должны освободить чиновники, выехав из центра. Михаил Блинкин уверен, что и тут легко ошибиться.

"Вот освободим мы какие-то здания в центре Москвы, где, скажем, заседает Госдума или Совет Федерации, а что дальше будет с ними? Если будет по европейскому типу, когда у нас в центре будет большое количество недорогих гостиниц, то есть, грубо говоря, чтобы люди приезжали и смотрели на Москву и деньги оставляли, то это будет выигрыш, а если там вместо государственной конторы будет большая бизнес-структура, то для транспорта вообще ничего не изменится. Та же транспортная нагрузка", - отмечает Блинкин.

Получается, что расширение столицы означает масштабную инфраструктурную перекройку и центра, и столичных предместий. Кстати, некоторые изданий, оценивая перспективы Люберец, напомнили, что в последние годы там активно строили жилье и торговые центры, зато развитие транспорта, постройка школ, больниц - все это отставало в разы от более прибыльной сферы бизнеса. И если это продолжится, то расширение Москвы может свестись к расширению "великой московской пробки", которая расползется теперь еще дальше - за десятки километров от МКАД. И за всем этим действительно может затеряться основная идея - децентрализация чиновничества, которое пока меньше всего мечтает покидать пределы Садового кольца.