15:11, 21 июля 2011

Владельцев Домодедова обвинили в фатальной экономии

Владельцев аэропорта Домодедово уличили в экономии на безопасности, что в итоге помогло террористам осуществить теракт в январе этого года. Следственный комитет подготовил официальное сообщение, в котором говорится о недостатке финансирования аэропорта и низком качестве контроля за территорией комплекса. При этом главные подозреваемые в этих просчетах пока не установлены, поскольку по-прежнему никто не знает, кто является владельцем Домодедова. После теракта было допрошено более десятка руководителей различных фирм и учреждений, но ни один из них не признался в том, что аэропорт принадлежит ему. О ходе расследования - материал корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

Материалы следствия указывают на фатальные просчеты тех, кто руководил аэропортом Домодедово: недостаточное финансирование, отсутствие контроля за работой милиции и охраны, неправильное использование оборудования на пунктах досмотра. Промежуточные выводы содержатся в сообщении Следственного комитета, где выяснили, как функционировала вся система безопасности аэропорта до совершения теракта. К примеру, рамки металлоискателей не работали, дежурный милиционер, судя по записям видеокамер, вовсе отлучился для разговора с кем-то из гражданских сотрудников, так что пронести в зал взрывчатку можно было, практически не пряча ее. Все равно никто не обратил бы внимания. Охраны и контрольного оборудования вообще катастрофически не хватало: через одну рамку металлоискателя невозможно было пропускать весь поток пассажиров, потому ею часто не пользовались - просто выключали. Все это отчасти объяснимо - владельцы снижают затраты, охранных фирм много, коммерсанты чаще отдают предпочтение тем, что берут за услуги дешево, поясняет генеральный директор холдинга охранных предприятий "Вымпел-Фаворит" Алексей Воронов.

"У них у всех цены разные. Когда одно предприятие называет одну цену, а у второго она выше, то у заказчика возникает недоумение - как это может быть, почему здесь 50 тысяч, а там - 100? Как это может столько стоить? И когда я как руководитель охранного предприятия начинаю раскладывать все по полочкам, то выясняется некая составляющая, которая может как удовлетворить заказчика, так и не удовлетворить", - рассказывает Воронов.

Слова эксперта подтверждают выводы следствия. Координации между транспортной милицией и службой безопасности не было, экономия приводила к тому, что эффективная система контроля отсутствовала. В материалах как косвенное свидетельство упоминается даже том, что на компьютерах были установлены нелицензионные программы, поскольку они в разы дешевле. Это тоже показатель отношения к работе и это тоже характерно для современного бизнеса, когда финансовые данные стоят во главе угла, продолжает Алексей Воронов.

"Это касается не только охранников или людей на постах, но и технического оборудования, средств связи, контроля, наблюдения, записи - это все имеет свою цену. Цена может расходиться кардинально. То есть от копеечного оборудования до дорогого профессионального, которое позволяет не только контур человека увидеть, но и узнать, кто прошел, что в руках пронёс, даже мимику лица увидеть, так что здесь составляющих очень много", - говорит Воронов.

Выводы о катастрофических упущениях в Домодедове были сделаны после изучения изъятых документов и файлов и допроса ряда руководителей различных компаний и ведомств. Это начальники управлений из МВД, директора фирм, отвечавших за безопасность. Структура аэропорта оказалась весьма сложной, так что выяснить зоны ответственности сразу не получилось. Кто и как отдавала распоряжения - до сих пор до конца не ясно, поскольку владельцев аэропорта пока обнаружить не удается. Хотя некоторым юристам это кажется диким. Столь крупный объект как аэропорт не может принадлежать неизвестно кому. По словам адвоката Московской коллегии адвокатов "Александр Еким и партнеры" Анатолия Вербицкого, обычно процедура поиска владельца занимает считанные часы.

"Найти собственника, если он легитимно оформил имущество, не составляет труда. Существует в силовых структурах огромная база по имуществу, главное - иметь установочные исходящие данные, требуется только оформить запросы. Если же он владеет через подставное лицо, то всего лишь потребуется время, чтобы установить, кто это подставное лицо, где живет или жил, в каком регионе находится. Все это устанавливается, но для этого потребуется время", - отмечает Вербицкий.

В случае с Домодедовом все оказалось сложнее, хотя это не какая-то фирма-однодневка, способная затеряться в большой стране. Ранее считали, что хозяином может быть бизнесмен Дмитрий Каменщик, его даже вызвали на допрос, но он объявил себя лишь консультантом офшорной компании. Схема офшоров еще больше запутала дело, а Каменщик воспользовался этим и отказался называть истинных владельцев Домодедова. Похоже, у следствия пока не нашлось идей, кого можно назвать хозяином аэропорта, а добровольно на эту роль никто не пойдет, поскольку автоматически станет подозреваемым.