12:36, 13 сентября 2011

Собянин подвёл итоги года работы на посту мэра

Сергей Собянин в программе "Утро с Владимиром Соловьевым" отвечал на вопросы о Москве. Одна из основных тем, волнующих москвичей, осталась прежней - когда удастся победить пробки и что будет с парковками и гаражами. Мэр признался, что быстро решить дорожную проблему не получится, но многое удается и главный акцент сделан на развитии общественного транспорта. Как будут передвигаться москвичи, кто кладет тротуарную плитку, а также зачем в дождь моют дороги - об этом материал корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

Победа над пробками и остановка бесконтрольной застройки города - это одни из главных задач, с которыми почти год назад Сергей Собянин пришел на пост мэра. Эти же вопросы чаще других звучали в прямом эфире "Вестей ФМ". Вполне объяснимо, ведь одним из первых рабочих выездов Сергея Собянина прошлой осенью было восхождение на крышу дома в районе Белорусского вокзала с целью осмотра дорожной ситуации. Но имя чиновника ассоциируется у горожан еще с одним предприятием - это замена асфальта на тротуарную плитку. И слухов о причастности к этой работе супруги мэра предостаточно. Неудобный вопрос и стал первым в эфире с Владимиром Соловьевым, который искренне признался, что не может его не задать.

Соловьев: Самый первый вопрос: чем занимается ваша жена, правда ли, что все заводы в России по производству плитки принадлежат вашей супруге?

Собянин: Иногда хочется сказать, что да. Моя жена - воспитатель, педагог, если более точно сказать. Просто когда я один раз сказал, что моя жена - воспитатель, она позвонила, обиделась и сказала: "Я не воспитатель, я педагог!". Но плиткой не занимается.

Интервью Собянина в некотором смысле - подведение годовых итогов работы, а по вопросам видно отношение москвичей к столичным властям. Многие благодарят за строительство парковок, гаражей, магазинов. Когда он пришел на работу в Москву, звучали опасения, что теперь въезд в центр сделают платным. Это невозможно, пообещал мэр, но разгрузить дороги можно другим способом, выделив отдельные полосы общественному транспорту. Это основной способ передвижение в Москве, поскольку только треть москвичей пользуются личным автомобилем, добираясь до работы.

"По этим магистралям должен беспрепятственно и с хорошей скоростью двигаться общественный транспорт, автобусы троллейбусы и трамваи - это самое главное. Но, не дожидаясь, когда это произойдет, мы уже в этом году приступили - вы видели - к первым проектам по выделенным полосам. В этом году планируем от 100 до 200 километров. Почему такой разброс? Потому что пока нет серьезных рычагов для администрирования, наложения штрафов, фиксация и так далее. Но мы готовы технически ввести до 200 километров полос для общественного транспорта", - рассказал мэр.

Метро при Собянине сменило своего начальника. Но москвичам важнее не кто руководит подземкой, а как она работает. Когда там можно будет свободнее дышать, поскольку уже давно там стало еще теснее, чем на дорогах. Строительство новых станций было сильно приторможено, но теперь, уверяет Сергей Собянин, все пойдет быстрее.

"Сегодня, помимо того, что мы разморозили, все стройки, которые есть, они идут полным ходом. К сожалению, заделы эти очень маленькие. И сейчас полным ходом мы проектируем новые линии метро, готовим площадки. Работаем с подрядными организациями, собираем пул подрядных организаций практически со всей страны. Все, кто может строить метро, будут строить метро в Москве. К сожалению, это инерционный механизм, который надо преодолеть, но со следующего года мы начинаем масштабное строительство метрополитена", - обещает Собянин.

Тема строительства тесно связана с другой проблемой - коррупцией. Иначе почему в городе все так дорого, а каждый километр новых трасс обходится в астрономические суммы? Цены сбивают, уверяет мэр, чего не скажешь о жилье, оно во всех столицах мира дороге, иначе никак. Единственное, что можно гарантировать, это социальные квартиры для нуждающихся. Все остальное - за деньги. Однако это не означает, что строить будут продолжать везде, где только можно, инвестировать уже просто некуда. Прекращение бесконтрольной застройки было одной из главных задач. Теперь надо подумать о том, как сбалансировать жилые квадратные метры и места работы, чтобы люди не мотались из одного конца города в другой. Пока такого баланса нет.

Но в сфере строительства трудности не только с деньгами - это, кстати, интересная деталь, раскрывающая будни столичных чиновников. Трудно понять, что, где и кому принадлежит, похоже, это одна из самых больших проблем для чиновника, который берет город в свое управление. К примеру, если речь идет о ремонте дорог.

"Начали реконструкцию Ленинградки за МКАД. Несколько лет этот вопрос стоял, потому что не могли понять: земля принадлежит одному субъекту, работы ведет другой субъект, бетон, который там лежит, вообще в непонятной собственности и так далее. На самом деле, когда "заходишь" в стройку, проблема не в том, что не хватает бетона или строителей, а, как правильно, в том, как выстроить схему, как правильно землю оформить", - поясняет Сергей Семёнович.

Правовая и финансовая путница во многом и становится одним из механизмов коррупции в городе. Это видно на еще одном примере - ситуации с поддержкой Черноморского флота, которую Москва долгое время оказывала морякам. Когда смогли разобраться, что к чему в этих схемах, узнали интересные факты, поэтому и решили, что поддержку продолжат оказывать, но в иной форме.

Собянин: Из того, что закупали, флоту доставалась только четверть. И эта четверть распределялась достаточно странным образом, например, оборудование для детских садов оказалось в Дагестане, а скорая помощь - в Архангельске.

Соловьев: То есть широка география Черноморского флота.

Собянин: Конечно, что-то доходило до людей, но нас не очень устраивает, когда что-то доходит, а большая часть не доходит, поэтому мы эти деньги развернули и отдаем Дому Москвы в Севастополе, нашей организации, которая все эти 74 миллиона будет тратить на социальную помощь.

Еще одна актуальная тема - взаимоотношение между москвичами и тем, кто "понаехал тут". Москва не резиновая, своевременно напоминает один из слушателей, а Владимир Соловьев интересуется - зачем тогда сюда везут все новых гостей столицы. Хитрости покорения Москвы, объясняет мэр: приезжие регистрируются под видом студентов, родственников и так далее, едут на заработки, а в Москве огромный профицит рабочих мест, то есть люди все-таки нужны, они и пополняют население. Но вместе с их появлением меняется облик города. Какой будет Москва, выживет ли то, что считается старой московской культурой?

"Многие из приезжих не знают русского языка. У нас есть школы, в которых в первый класс приходят ребята и не понимают, что говорит учитель. Мы должны эту среду сделать более русифицированной, чтобы они хотя бы говорили, входили в эту культурную среду, адаптировались, потому что изгнать их или еще что-то - это вообще нереально. Наоборот, нужно, чтобы они ассимилировались в этой среде", - думает Собянин.

Несмотря на то, что должность мэра, казалось бы, не очень близка к политике, среди перечня вопросов появился и один - политический: зачем Сергей Собянин возглавил список партии власти? Мэр пояснил, что это один из способов интерактивной связи с москвичами - кто и как проголосует, насколько доверяют люди нынешним градоначальникам. А напоследок еще один вопрос, совсем не политического характера, но чрезвычайно любопытный: зачем в дождь моют улицы?

Собянин: На самом деле не моют, а сбивают грязь, потому что просто дождиком эту грязь не смоешь.

Соловьев: То есть это нормальная процедура, а не отмыв денег?

Собянин: Совершенно верно.

Столичному мэру адресовано много частных вопросов о локальных проблемах, в основном связанных с пробками и отсутствием парковок или захватом территорий платными парковщиками. Были и благодарности, к примеру, в связи с закрытием рынков. Все сообщения, поступающие в редакцию, мэр взял на заметку, а жалобы и предложения он обещал внимательно изучить.