10:10, 02 декабря 2011

Самые яркие моменты думской кампании 2011

2 декабря в России завершается предвыборная кампания. Суббота - день тишины, - политическая агитация будет уже запрещена. Между тем эксперты подводят итоги думской предвыборной гонки. Об этом в материале обозревателя радио "Вести ФМ" Бориса Бейлина.

Впервые в выборах в Госдуму участвовали все зарегистрированные политические партии: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Правое дело" и "Патриоты России". Каждое объединение получило по часу бесплатного эфира на федеральных телеканалах и радиостанциях. Избирательная кампания на этот раз обошлась без громких скандалов. Самые жаркие споры вызвало снятие с эфира нескольких рекламных роликов, в которых ЦИК усмотрел незаконную агитацию. Но в целом, по словам члена Центризбиркома Майи Гришиной, все прошло спокойно.

"Кампания прошла без каких-либо нарушений, в том числе связанных с предвыборной агитацией. Хотя, конечно, обращения в ЦИК поступают. Но они касаются в основном локальных проблем, например, случаев, связанных с распространением незаконных тиражей листовок в минимальном объеме. В том или ином регионе это действительно случается. Но все-таки, в целом, если говорить о глобальных процессах, то агитационная кампания прошла организованно, с большими возможностями для партий и без серьезных нарушений", - сказала Гришина.

Нынешняя избирательная кампания показала, что время классово-идеологических партий безвозвратно ушло - считает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. По его мнению, сейчас политики пытаются завоевать доверие любых избирателей, невзирая на их возраст или социальное положение.

"Сегодня все партии обращаются ко всем. Сегодня все пытаются привлечь и бедных, и средних, и более продвинутых и более консервативных. То есть каждая партия предлагает некий коктейль. Поэтому говорить о том, что, скажем, КПРФ - это партия рабочего класса или, скажем, "Правое дело" - это партия буржуазии, не представляется возможным", - комментирует Федоров.

Что касается содержания предвыборной кампании - то здесь было несколько ярких моментов. Для "Единой России" - это, прежде всего, выдвижение премьера Владимира Путина в кандидаты на пост президента страны - отмечает гендиректор "Агентства политических и экономических коммуникаций" Дмитрий Орлов.

"Единая Россия выстрелила в финальной кампании, в которой задействован Путин. И, собственно, самим выдвижением Путина. Это удачный ход. И съезд прошел достаточно эффективно. Я думаю, что ситуация будет благоприятной для правящей партии", - говорит Орлов.

Неплохо проявила себя в кампании "Справедливая Россия" - полагает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. А вот коммунисты, либерал-демократы и партия "Яблоко" - практически ничем не удивили.

"Достаточно серьезно прибавила на финише "Справедливая Россия". Ее попытка обратиться к избирателю, который устал и действующей властью раздражен - была достаточно интересной. Коммунисты и ЛДПР на финише компании несколько сдали. Они шли с прежней повесткой дня, работали на устойчивых сторонников. Партия "Яблоко" основные усилия приложила в октябре - во время сбора подписей. Но в ноябре была менее активна", - считает Виноградов.

Напомню, что предвыборная агитация должна быть завершена 3 декабря в ноль часов по местному времени. С этого момента и до окончания голосования на всех избирательных участках 4 декабря любая политическая реклама запрещена.