тема: Канны-2012
10:08, 26 мая 2012

Каннская публика побывала "В тумане"

"В тумане" - второй полнометражный игровой фильм знаменитого документалиста Сергея Лозницы. Как и его дебют "Счастье мое", он был представлен в каннском конкурсе - и может стать одним из призеров. Картину успел посмотреть обозреватель радио "Вести ФМ" - Антон Долин.

На сеансе для прессы были люди, которые зевали и даже похрапывали, были те, кто ушел задолго до конца, но оставшиеся аплодировали - тихо, но долго. Уже на официальной премьере была настоящая стоячая овация.

"В тумане" Сергея Лозницы - трудное кино, даже для бывалых каннских зрителей, не столь искушенных ни в советской или постсоветской традиции военных фильмов, с которыми полемизирует режиссер, ни в творчестве Василя Быкова: фильм поставлен по его одноименной поздней повести.

Сюжет предельно прост: двое партизан идут по лесу к маленькому белорусскому селенью, где недавно повесили троих диверсантов. Их цель - найти и казнить предателя, которого тоже арестовали и допрашивали немцы, но почему-то отпустили. С этого начинается экспедиция троих мужчин в загадочном древнем лесу, где каждому придется разобраться с самим собой, чего он стоит и с кем сражается на этой войне.

Молодой актер Влад Абашин, совсем начинающий выпускник ГИТИСа Владимир Свирский и екатеринбургский театральный артист Сергей Колесов играют их отрешенно и в то же время филигранно точно. Вспоминается такая же камерная экранизация Быкова - великое "Восхождение" Ларисы Шепитько, где двое бойцов совершают важный моральный выбор. Принципиальная разница в том, что герой Шепитько, пошедший на компромисс со злом, виновен: он казнит своего товарища, - а герой Лозницы, наоборот, абсолютно невинен, но не способен никак доказать своей невиновности, поскольку одних свидетелей нет в живых, а другие, то есть немцы, показаний все равно не дадут.

Камерная, почти театральная в своей условности, мастерски снятая румынским оператором Олегом Муту, который уложил фильм всего в 72 плана, эта история не о войне своих со своими, как уже кричат критики Лозницы, а о том, что главная битва все равно разворачивается внутри человека, а не вовне. Подобное сильное, бескомпромиссное, но при этом бесконечно простое и человечное кино имеет хорошие шансы в эклектичной и разноплановой селекции нынешних Канн.

Впрочем, заранее предвидеть реакцию жюри под руководством итальянца Нанни Моретти на ленту "В тумане" все-таки невозможно.