МХТ имени Чехова отметил юбилей своего создателя
150-летие Константина Станиславского
отметил созданный им театр МХТ имени Чехова. В театре открылась выставка,
посвященная мастеру, а на главной сцене показали спектакль о жизни актера,
режиссера и реформатора театра. С подробностями - корреспондент радио "Вести
ФМ" Ольга Подолян.
В этот
вечер театр начинался с выставки. В портретном фойе открылась экспозиция "Станиславский-актер".
Фотографии из спектаклей - "Вишневый сад", "Живой труп", "Мнимый
больной", а рядом гримерный столик мастера, его парики и сложные костюмы,
а еще личные вещи, например, знаменитое пенсне и портсигар. Заместитель
директора по науке музея МХАТ Мария Полканова рассказывает - этой на выставке
только 140 фотографий Станиславского.
"Мы
хотели как можно больше выставить его фотографий в одной роли, чтобы можно
оценить его актерское мастерство. Например, у нас очень много фотографий
спектакля "На дне". И вы увидите, какой он там разный, как меняется
его настроение", - говорит Полканова.
Одним из
первых экспозицию оценил Олег Табаков. Художественный руководитель МХТ имени
Чехова признался, труппа театра в долгу перед мастером.
"150
лет тому назад он родился, 75 лет, как он покинул это мир, а зрители этой
страны, с настойчивостью достойной лучшего применения, на 99,5 заполняют каждый
вечер созданный им театр. В общем, мы должны ему. Так, во всяком случае, я это
ощущаю", - рассказывает Табаков.
Главный
подарок к юбилею Станиславского - спектакль "Вне системы". В основе
постановки - только документальные материалы, ни одного сочиненного слова.
Судьба основателя МХТ в диалогах с друзьями, учениками и оппонентами, письмах и
дневниках.
В ролях -
главные действующие лица российского театра: Константин Райкин, Евгений
Миронов, Константин Хабенский, Олег Табаков. Режиссер спектакля - Кирилл
Серебренников. Он говорит, что хотел рассказать о Станиславском неизвестном,
ведь как это ни печально, но сегодня знания о нем ограничиваются лишь его знаменитыми фразами - "Не верю" и "Театр начинается
с вешалки".
"Надо
очень точно понимать, что фигура эта трагическая, как и история нашего театра
трагическая, как и история нашей страны трагическая. И в этом есть много грусти
и одиночества, и мне его уже невероятно жалко. И мне в этом спектакле хотелось
передать вот эти человеческие ощущения", - говорит Серебренников.
На сцене
минимум декораций - столы, стулья и лампы. Над сценой экран - на нем кадры
хроники и фотографии Станиславского и его современников.
Больше
всего зрителей удивило неожиданное распределение ролей. Например, писатель
Захар Прилепин сыграл Горького, Илзе
Лиепа - Айседору Дункак, Серебренников - Мейерхольда, Хабенский - Немировича-Данченко.
Анатолий
Белый читает письма и монологи Станиславского, и в перерывах между репетициями
рассказывает, что сегодня для артиста система Станиславского.
"К
ней надо относиться как к живому инструменту. В советские времена - это была
догма. А в принципе - это живой инструмент, очень полезный для актера", -
полагает Белый.
Постановка
спектакля "Вне системы" заняла почти год, а показали его только раз.
Но режиссер и артисты говорят, что им не жалко и не обидно, что время жизни
этого большого проекта - всего один вечер.
В финале
зале взрывается аплодисментами, на сцене создатели спектакля аплодируют
Константину Станиславскому - на огромном экране появляется его портрет. Но
спектаклем "Вне системы" юбилейные торжества не заканчиваются.
Главным событием станет открытие памятника Станиславскому и Немировичу-Данченко
в Камергерском переулке - напротив созданного ими театра.
Популярное
Америка становится жертвой собственного самомнения
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В этой жизни всё так. Что-то запускается и кажется, что оно тебя не достанет. А оно, как колесо, проворачивается, проворачивается. Ты его вперёд запустил, а оно тебя по затылку как шарахнуло. Так и с Америкой, и её премудрыми технологиями цветных революций и произошло».
Западу Навальный нужен как «играющий в резерве»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Западу выгодно, чтобы он вернулся. Я об этом говорил, когда вся эта штука развернулась. Я сразу сказал, что, как только он там задержался, сразу же здесь и доверие к нему, и репутация его стали разваливаться. Как только стало ясно, что его принимают на государственном уровне, что он выгоден иностранным государствам».
«COVID показал недееспособность копирования чужих методов решения проблем»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «COVID показал недееспособность копирования чужих методов решения проблем, потому что они оказались в ступоре. А структуры глобального управления, или претендующие на это, они, наоборот, говорят, надо разрушать национальные границы, чтобы "эффективнее бороться" с этими вещами».