тема: Канны 2013
11:04, 20 мая 2013

Эпос о насилии и фолк-мюзикл стали фаворитами критиков в Каннах

Каннский кинофестиваль приближается к середине. На сегодняшний день самыми яркими его событиями и лидерами в рейтингах критиков оказались две картины - "Печать греха" китайского режиссера Цзя Чжанке и фолк-мюзикл братьев Коэнов "Внутри Льюина Дэвиса". Об этих картинах рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Каннский фестиваль, самый престижный, амбициозный и масштабный в мире, требует соответствующих глобальных тем и эпического к ним подхода. Так что мало удивительного в том, что рейтинг первой половины фестиваля возглавила, по меньшей мере, по мнению критиков, самая большая и эпохальная картина лидера китайского независимого кино Цзя Чжанке "Печать греха". Этот автор, снимавший первые свои фильмы независимо от государства и так и не получивший разрешение на их прокат, теперь считается гордостью страны - как-никак на его счету и "Золотой лев" в Венеции, и масса других наград, но все равно тот факт, что его очередной опус был пропущен цензурой, вызывает немалое удивление. В его основу легли случаи, прогремевшие на весь Китай благодаря отнюдь не официальной прессе, а самой популярной тамошней социальной сети: безработный шахтер расстрелял коррумпированное руководство деревни, продавшее шахту за копейки, ресепшионистка массажного салона убила ножом богатого клиента, попытавшегося ее изнасиловать, а сезонный рабочий расстрелял случайных людей у банка с целью ограбления.

Тончайший режиссер фильмов, посвященных любви, дружбе и одиночеству, впервые снял картину, в которой насилие кроваво, бескомпромиссно и по-настоящему страшно. "Печать греха" совмещает в неожиданной пропорции традиции китайской оперы и фильмов о боевых искусствах "уся" с почти документальными картинами современной жизни, показанной во всех ее как прекрасных, так и уродливых проявлениях.

Братья Коэны впечатлили публику Канн не менее сильно, но совсем иначе. "Внутри Льюина Дэвиса" - нечто вроде мюзикла о нью-йоркской фолк-сцене начала 60-х: каким бы чужим это ни казалось зрителям, скажем, из России, аналогии найти нетрудно - мир полуподпольных кафе, интеллигентов в свитерах, интеллектуальных разговоров и песен под гитару ужасно напоминает оттепельный СССР. В центре картины, вероятно, очень личной для Коэнов, нежной, меланхоличной и лишенной привычного для них сарказма, - певец-неудачник по имени Льюин Дэвис, чья роль блистательно исполнена сравнительно молодым и малоизвестным Оскаром Айзеком: он бродит по холодному зимнему Нью-Йорку в поисках заработка, пристанища и смысла жизни - о творческом успехе и думать не приходится. Ностальгическая, забавная и пронзительная лента вызвала настоящий фурор - на официальной премьере зал ломился от знаменитостей, перед пресс-показом устроили побоище, которому предшествовало полуторачасовое стояние в очереди под проливным дождем. Но сейчас погода в Каннах пришла в себя, выглянуло солнце, и хочется надеяться, что фестиваль готовит и другие приятные сюрпризы.