17:32, 28 июня 2013

"Рай" Ульриха Зайдля – для людей без комплексов и с чувством юмора

Сегодня на Московском международном кинофестивале покажут трилогию австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Рай", все три части: "Любовь", "Веру" и "Надежду". О самом масштабном событии ММКФ рассказал кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

В кинематографе XXI века не так много людей, которых можно назвать новыми классиками. Но австриец Ульрих Зайдль, чья мировая слава связана именно с последними пятнадцатью годами, наверняка один из них. Потеснив на постаменте главного национального режиссера Михаэля Ханеке, Зайдль создал стиль, равного которому не существует: он стер границы между игровым и документальным кино, заставив непрофессионалов играть (да так, что и Станиславский бы уверовал), а профессионалов - спускаться с эмпиреев к неприглядной, забавной, а временами и возвышенной правде жизни. Документальные "Собачья любовь" и "Модели" стали гимнами новой чувствительности - беспощадной и пронзительной. Игровые "Собачья жара" и "Импорт-экспорт" представили размашистый портрет сегодняшнего европейца. А в ленте "Иисус, ты знаешь" атеист Зайдль и вовсе посмел поставить камеру вместо алтаря, предложив верующим исповедоваться ей.

Провокатор и гуманист, священник неведомой церкви самопознания и искренности, Зайдль постепенно пришел к своему магнум опусу - главному труду всей жизни, который сегодня в первый (а может статься, что и последний) раз полностью покажут в Москве. Речь идет о трилогии под общим названием "Рай". В неё входят фильмы "Любовь", "Вера" и "Надежда", представленные в прошлом сезоне, соответственно, в Каннах, Венеции и Берлине. "Вера" - самый радикальный и жесткий - даже получил "Серебряного льва" за режиссуру. И вот, наконец, можно увидеть работу целиком, во всей ее концептуальной оглушительной мощи.

Героини трех фильмов - три женщины. В "Любви" корпулентная Маргарет Тизель играет разведенную Терезу, которая едет в Кению и сталкивается с секс-туризмом. Разумеется, нужна ей при этом любовь, а не только секс. В "Вере" истощенная молитвой и постом Мария Хофштаттер не менее органично играет Анну-Марию - сестру Терезы, которая ходит по квартирам венских иммигрантов, пытаясь обратить их в католицизм, а потом дома старается справиться со своим непокорным мужем - инвалидом, а вдобавок ко всему еще и мусульманином. В "Надежде" дочь Терезы и племянница Анны-Марии, толстая застенчивая девочка Мелани, превосходно сыгранная своей тезкой Мелани Ленц, переживает в летнем лагере для детей с избыточным весом свою первую любовь.

Таким образом, все три лейтмотива пронизывают этот монументальный, но в то же время камерный и интимный цикл о потаенных страстях современного человека - истерически смешной, пугающий не на шутку, сражающий наповал эмоциональными контрастами и интеллектуальной насыщенностью. Разумеется, эти три фильма - не о женщинах, живущих в Австрии, а о любом из нас. Правда, от зрителя потребуется отсутствие любых комплексов и нетривиальное чувство юмора, чтобы это осознать и почувствовать. Но как минимум попытаться стоит. Так что навестите "Рай" в трех частях: "Любовь", "Вера", "Надежда".