17:28, 03 сентября 2013

Венеция-2013: Терри Гиллиам вновь поразил критиков и публику

Фанаты парализовали исторический центр Венеции - такой ажиотаж вызвало появление на Венецианском кинофестивале британского актера Дэниела Рэдклиффа, известного по роли Гарри Поттера. Он прилетел на Венецианский кинофестиваль представить фильм "Убей своих любимых", где сыграл поэта и основателя движения битников Аллена Гинзберга. Похожая ситуация сложилась и при показе долгожданного нового фильма Терри Гиллиама "Теорема зеро" с Кристофом Вальцем в главной роли. Билеты на премьеру были раскуплены задолго до начала кинофорума, а у кинотеатра было не протолкнуться. О картине и ее шансах на награды рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Бывший американский и нынешний британский гражданин, один из самых изобретательных и необычных режиссеров современного кино, член легендарной комической группы "Монти Пайтон", автор нашумевших фильмов "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Король-рыбак" или "Страна приливов", Терри Гиллиам в своем новом фильме "Теорема зеро" вновь обратился к будущему - не менее мрачному и парадоксальному, чем в двух его предыдущих лентах на ту же тему - "Бразилии" и "Двенадцати обезьянах". Герой картины, слегка безумный ученый Коэн Лет, живет в переоборудованной сгоревшей церкви в центре футуристического Лондона и по заданию руководства - мужчины по имени Менеджмент, сыгранного неожиданным Мэттом Дэймоном, - решает таинственную теорему Зеро: она должна подтвердить бессмысленность и ничтожность бытия. Тем не менее, сам Коэн, блестяще сыгранный Кристофом Вальцем, - человек веры, но не в бога, а в телефонный звонок, который однажды раздастся в его странном жилище и сообщит ему нечто противоположное - откроет секрет его пребывания на земле и объяснит, зачем создан мир.

Эта умозрительная сюжетная схема решена Гиллиамом с привычной фантазией и изобретательностью. Со стен на ученого взирают святые и демоны, вместо головы Иисуса к распятию приделана камера слежения, для работы за компьютером необходимо крутить педали велосипеда, а для проникновения в виртуальную реальность необходимо напялить на себя красный костюм шута. В дом Коэна (к слову, его имя, конечно, неслучайно напоминает о еврейских первосвященниках коэнах) приходят юный хакер, циничный босс, сексапильная блондинка - и каждый заинтересован в том, чтобы теорема Зеро была доказана или опровергнута. Сам же математический процесс показан на экране как своеобразный гигантский тетрис. Условный ад представлен в фильме как космическая черная дыра, условный рай - как фальшивые фотообои с океанским пляжем и заходящим солнцем над горизонтом.

В очередной раз доказав свои уникальные таланты, Терри Гиллиам поставил жюри в трудное положение: его самобытный фильм настолько явно выламывается из общей эстетики и концепции конкурса, что совершенно непонятно, как найти для него место в призовом раскладе. Однако уже одна награда у режиссера есть - повышенное внимание публики и критиков. На пресс-показе был аншлаг, многие не смогли войти, на публичный показ все билеты были распроданы заранее.