07:46, 08 сентября 2013

В КНДР машины до сих пор заправляют обглоданными кукурузными початками

Если выехать за пределы Пхеньяна, то на улицах корейских городков и деревень, а чаще всего на проселочных дорогах, можно увидеть странные устройства. По виду - обычный грузовик, но в кузове у него стоит нечто: странный агрегат, напоминающий по размерам большую бочку. Рядом с ним суетится механик. Кроме механика есть еще и водитель в кабине. Из большой бочки идут клубы густого дыма, и кажется, что не трехтонный грузовик идет по поселку, а целый паровоз с огромным составом. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в таинственный агрегат механик бросает топливо: дрова, деревянные чурки, древесный уголь, а иногда даже обглоданные початки кукурузы.

Многие туристы, видевшие это, решают, что увидели паровой двигатель: дым есть, топят дровами - что же это еще? А это не паровой двигатель, а газогенератор. Северная Корея - одна из немногих, пожалуй, даже единственная страна мира, в которой газогенераторный двигатель - это не экзотика, а часть повседневной жизни. Не от того, что эта жизнь хороша, конечно...

Газогенераторные двигатели - это не корейское изобретение. Они появились еще в начале XX века, и в годы Второй мировой войны, в годы жесточайшего дефицита топлива, на газогенераторах ходило немало машин и в Советском Союзе, и в Германии, и в Японии. Более того, промышленное производство газогенераторных машин в СССР продолжалось до самого начала 50-х годов.

Газогенератор - это обычная машина с обычным двигателем внутреннего сгорания, только слегка модернизированным. Главное различие между газогенераторным транспортом и привычной для нас машиной, работающей на жидком топливе, заключается в наличии странного агрегата в кузове. Это и есть непосредственно сам газогенератор - устройство, в котором в результате не очень сложного процесса любые материалы, содержащие углерод, превращаются в горючий газ. И уже этот горючий газ подается в двигатель, где и сгорает примерно так же, как сгорает обычная топливная смесь.

Особенности газогенераторной машины просты: это машина, которая в самом буквальном смысле слова ездит на дровах. Казалось бы, просто мечта, машина, которая питается дровами и хворостом и не нуждается в бензине. Но это далеко не мечта. И уж тем более не мечта эколога. Достаточно вспомнить клубы густого дыма, которые поднимаются в небо вслед за любым газогенераторным грузовиком.

Продолжение слушайте в аудиофайле.

Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>