10:23, 14 сентября 2013

Северокорейцы – не китайцы: делать копии западных машин в КНДР так и не научились

В последние годы машин в Северной Корее стало значительно больше. Однако по мировым меркам Северная Корея считается страной, где мало машин. Сколько их - с полной уверенностью сказать нельзя: статистика в КНДР очень часто засекречена, и даже такие, казалось бы, безобидные данные - не исключение. По оценкам экспертов, в настоящий момент в Северной Корее - от 250 до 300 тысяч машин. Большинство из них - грузовые автомобили и автобусы. И только около 10% всего автопарка - легковушки.

Кому-то может показаться удивительным, что автопром в КНДР возник на 20 лет раньше, чем в Южной Корее. Там машины начали выпускать в середине 1970-х годов, а в КНДР - ещё в середине 1950-х. Решающую роль в становлении северокорейского автомобильного производства сыграла техническая помощь Советского Союза. Поэтому многие из старых автомобилей, которые до сих пор ходят по северокорейским улицам, нам хорошо знакомы. Наглядный тому пример - едва ли не главный легковой автомобиль, машина, которую в самой Северной Корее гордо именуют "Кэн Сэн", что означает "развиваться еще больше". Любому, кто знаком с историей советского автопрома, с первого взгляда становится понятно, что эта машина - всего лишь корейская копия нашего старого доброго "козлика" (ГАЗ-69). То же самое относится и к корейским грузовикам - все они очень похожи на советские.

Разумеется, дело тут не в одновременных разработках советских и корейских инженеров. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Советский Союз отправил в Корею своих специалистов с чертежами и технической документацией. Они-то и запустили корейский автопром. Однако северокорейские инженеры, участвовавшие в тех проектах, рассказывают, что из-за плохого качества материалов и проблем с оборудованием советские модели пришлось упрощать, чтобы стало возможным их производство в суровых корейских условиях. Упрощенные копии советских машин в КНДР производили аж до конца 1990-х годов. Иногда меняли дизайн, но начинку никогда особо не трогали. Многие из этих машин ездят до сих пор. Жесткий дефицит автомобилей заставляет северокорейцев быть крайне бережными со своими железными конями - периодически ремонтируя, ездят на них десятилетиями.

Продолжение слушайте в аудиофайле

Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>