11:29, 18 ноября 2013

Авиакатастрофа в Казани: свидетельства очевидцев и мнения экспертов

Международная группа экспертов выясняет причины крушения лайнера в Казани. Вместе с российскими следователями изучать обстоятельства крушения будут сотрудники национального совета США по безопасности на транспорте, а также представители авиакомпании Boeing, которые специализируются на расследовании подобных происшествий. По данным диспетчеров, самолет при заходе на посадку должен был уйти на второй круг, но столкнулся с землей. При этом в авиакомпании утверждают, что никаких технических проблем с лайнером не было. Однако некоторые пассажиры, которые летели на нем более ранним рейсом, рассказывают, что состояние самолета вызывает вопросы. Свидетельства очевидцев, и первые заявления официальных представителей - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

Лайнер входит в землю почти перпендикулярно поверхности. Шокирующие кадры уже появились в Интернете, катастрофу зафиксировали камеры наблюдения. Причем буквально за несколько секунд до столкновения все проходило в штатном режиме, пилот лишь сообщил диспетчеру о не готовности к посадке. И ситуация на тот момент не вызвала тревоги у наземных служб, о последних секундах полета рассказывал авиадиспетчер Кирилл Корнишин, который принимал посадку лайнера.

По неизвестным пока причинам, лайнер ударился о землю и взорвался. Все, кто был на борту, погибли. Что имел в виду экипаж, когда сообщал о непосадочной конфигурации - пока сказать трудно. По словам летчика-испытателя Магомеда Толбоева, решение об уходе на второй круг может быть принято в самых разных ситуациях.

Пилоты, обсуждая поведение самолетов в критических ситуациях на специализированных интернет-форумах, рассказывают, что в некоторых случаях экипажу как раз и не хватает буквально нескольких секунд, чтобы взять машину под свой контроль. Говорят о так называемом "клевке", когда самолет резко сваливается вниз, теряя подъемную силу. Пишут свои личные истории о том, как "автоматика сама переводила на снижение в наборе и терялись сотни метров, пока экипаж успевал сориентироваться"... Но все это происходило на значительном удалении от землей и к катастрофам ни один из этих случаев не привел".

Заслуженный летчик-испытатель, герой России Рубен Есаян в нашем эфире объяснял, что означает термин непосадочная конфигурация (слушайте в аудиофайле).

Получается, что лайнер совершал маневр, который не позволял завершить посадку и либо экипаж предпринял какие-то ошибочные действия, либо имел место отказ техники.

Эти версии сейчас и рассматривают эксперты, подтвердил руководитель Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Александр Полтинин (слушайте в аудиофайле).

Изучая кадры падения самолета, опытные пилоты предполагают, что по каким-то причинам самолет резко потерял скорость. Экипаж действительно собирался набрать высоту, но маневр не получился, началось сваливание, вероятно, на какое-то крыло, после чего Boeing уже просто клюнул носом, фактически воткнувшись им в землю, комментирует заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский (слушайте в аудиофайле).

Однако обычно бортовые системы заранее просчитывают все угрозы и в автоматическом режиме предупреждают столкновение с землей. Судя по тому, что у диспетчера траектория полета лайнера не вызвала никаких вопросов, во время переговоров с наземными службами, никаких подобных предупреждений системы безопасности не выдавали.

В авиакомпании "Татарстан", которой принадлежал лайнер, утверждают, что технически самолет был полностью исправен, и опровергают версии о возможном аварийном состоянии самолета. Подобные предположения появились от пассажиров, которые летели предпоследним рейсом из Казани в Москву. Надо понимать, что это комментарии не специалистов, но они не могут не настораживать. Во что рассказывал Григорий Бусарёв, который летел на этом же лайнере буквально за несколько часов до его последнего вылета (слушайте в аудиофайле).

Сейчас эксперты обобщают буквально всю информацию, которая может быть полезной при расследовании причин крушения. Кто и как готовил Boeing к полету, в каком состоянии был экипаж. Известно, что самолет был с большим стажем работы, он был выпущен 23 года назад, успел полетать в Африке, Европе, авиакомпания "Татарстан" приобрела его в лизинг. Формально возраст самолет не дает поводов усомниться в его надежности, самое важное то, как его обслуживали, замечает президент авиафонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов (слушайте в аудиофайле).

В прошлом у этого самолета было несколько нештатных ситуаций, в 2001-м подломилась стойка шасси, это было в Бразилии, обошлось без жертв, в прошлом году пришлось совершать аварийную посадку из-за разгерметизации кабины, но опять же подобные происшествия не дают повода судить о надежности машины. Сейчас появилась информация, что авиакомпания "Татарстан" планировала вывести этот Boeing из своего парка еще в прошлом году, по крайней мере, подобные заявления звучали от руководства компании, однако самолет остался в строю.

Все детали биографии лайнера устанавливают следователи, не только российские, но и американские, группа специалистов из штатов выслана для участия в расследовании и оказания консультативной помощи российским экспертам. Им предстоит досконально изучить все фрагменты разбившегося лайнера и узнать все о состоянии каждого узла и агрегата до полета и в момент крушения.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите также:

Авиакатастрофа в Казани (видео)