17:08, 18 ноября 2013

Изношенный авиапарк - следствие неблагоприятной налоговой среды

Расшифровывать "черные ящики" погибшего в Казани Boeing-737 будут в Москве. Основными версиями следствия остаются ошибка в пилотировании и технические факторы, в том числе, отказ техники, сообщил представитель Следственного комитета России. Самолет летал более 20 лет, уже имел в своей истории несколько прецедентов. Хотя, по мнению экспертов, летный ресурс еще не выработал. Корреспондент "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжил тему.

Разбившийся Boeing был с богатой биографией и географией. Свой первый полет он совершил в 1990 году. За 23 года самолет полетал в Уганде, Бразилии, Румынии и Болгарии. Авиакомпания "Татарстан" была седьмым эксплуатантом этого Boeing.

Самолет дважды был на грани катастрофы - в 2001 году при посадке в бразильском авиапорту у него сломалась стойка шасси, а год назад судно вернулось в Казань из-за разгерметизации кабины.

Один из блогеров по имени Булат, который незадолго до катастрофы летел на этом самолете, выложил в соцсеть фотографии салона и сопроводил их комментариями, которые позже удалил.

"Самолет был в удручающем состоянии: свет не горел, спинки сидений сломаны. Ощущение, что он летал круглые сутки лет 30 подряд, с полным салоном".

Позднее представители авиакомпании "Татарстан" заявили, что пассажиры летели на другом самолете, и технических претензий к Boeing не было. Зато были претензии к самому авиаперевозчику. В начале ноября руководство местного аэропорта подало против компании иск в арбитраж, указав, что за три года её долг за обслуживание самолетов достиг 266 млн рублей. Возможно, поэтому авиакомпания сэкономила на переоборудовании салона, хотя его состояние не сказывается на лётных качествах судна, отмечает директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг.

"Если самолет эксплуатировался щадящим образом и не выработал полностью свой ресурс, то это машина, вполне пригодная для полетов. У салона срок службы гораздо меньше, чем у планера, и замена салона по нормативу должна происходить каждые 4 года. То, что салон выглядел непрезентабельно, на авиационную безопасность не влияет".

Модификация Boeing-737-500 считается одной из самых надежных машин в мире. Правда, устаревшей. Самолеты этой серии выпускались с 1983 по 2000 год. Их берут в лизинг небольшие авиаперевозчики, у которых нет денег на покупку или аренду новых самолетов, говорит главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.

"У нас непонятное ценообразование на самую большую составляющую - авиатопливо. У нас неразвитая наземная инфраструктура и монополизм поставщиков услуг для самих авиакомпаний. У нас неблагоприятная налоговая среда: до сих пор на целый ряд воздушных судов, которые не производит отечественный авиапром, стоят заградительные барьеры на ввоз. Например, сегодня ввезти самолет обходится, с учетом пошлины и НДС, на 40 процентов дороже, чем для европейской авиакомпании. И много таких проблем, которые самостоятельно авиакомпании, особенно средние и малые, решить не могут".

Как следствие - изношенный авиапарк и дорогие билеты. Средняя цена авиабилетов на российских региональных линиях примерно в 20 раз выше, чем в странах, схожих по расстояниям и условиям, например, в США и Канаде. Ещё одна проблема небольших авиаперевозчиков - дефицит квалифицированных пилотов, продолжает Валерий Вайсберг. Ошибки пилотирования - одна из главных версий, почему разбился Боинг.

"Из региональных компаний очень серьезный отток хороших пилотов в компании более крупные за счет того, что небольшие региональные перевозчики не могут конкурировать по уровню заработной платы с крупными авиакомпаниями. И мы видели, что командир воздушного судна, которое потерпело катастрофу, практически не имел опыта пилотирования. Он лишь недавно переучился на пилота".

По словам главы пресс-службы авиаперевозчика Гульназ Миннихановой, пилоты, управлявшие Boeing, имели большой опыт работы. Лётный стаж командира воздушного судна Рустема Салихова составлял 21 год. Он начал летать на этом самолете в прошлом году вторым пилотом, а командиром стал в марте этого года.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите также:

Авиакатастрофа в Казани (видео)