13:26, 19 декабря 2013

Референдум по вопросу платных парковок. Теперь слово за москвичами

Насколько целесообразно расширять зону оплачиваемых стоянок в столице, нужна ли вовсе эта мера - на эти и другие вопросы жителям Москвы предложат ответить в следующем году. За тем, как шло обсуждение одной из самых злободневных тем последних месяцев, следила корреспондент "Вестей ФМ" Виктория Шеина.

Двадцать шесть голосов "за", ни одного воздержавшегося и ни одного голоса "против" - таков итог обсуждения вопроса о референдуме по платным парковкам в Москве. Голосование может стать первым внутригородским референдумом и вторым после всероссийского голосования по Конституции двадцатилетней давности. Глава комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова особенно подчеркнула: депутаты высказались только за то, что референдум в принципе возможен. То есть, четыре вопроса, на которые предстоит ответить москвичам, соответствуют букве закона.

"Учтены все параметры, по которым действительно мы можем принять данные вопросы, не противоречащие ни федеральному, ни нашему законодательству, для проведения референдума".

Платная парковка действует в Москве больше года - внутри Бульварного кольца. С 25 декабря оплачивать стоянку машины должны все, кто паркуется в границах кольца Садового. Такая перспектива вызвала неоднозначную реакцию жителей центра, вот почему и возникло предложение провести в столице референдум. Депутат Виктор Кругляков - один из тех, кто инициативу сразу поддержал.

"Абсолютно очевидно, что это общегородской вопрос. Речь идет не о платности парковок, а избежит ли город коллапса. Или город будет жить и развиваться. Данный референдум необходимо поддержать. Дайте всему городу высказаться по ключевому вопросу".

На референдуме должны обсудить: нужны ли платные парковки как таковые, следует ли предоставлять льготы местным жителям, расширять зону оплачиваемой стоянки, и как вести администрирование. В целом идея понятна, но вот частности могут вызвать недоумение москвичей, считает депутат Андрей Клычков.

"В первом вопросе указано понятие Садового кольца. Каким нормативно-правовым актом определяется данное понятие? Или это в песнях упоминается?" - "Садовое кольцо - нет такого территориального деления. Но для москвичей совершенно понятно, что такое до Садового кольца, что такое после".

Проблемы возникли и с другими формулировками. Например, кто такой "житель-резидент зоны платной парковки". Как определять расширение стоянки за пределы Садового кольца - до каких улиц, объектов, районов? В Мосгордуме отмечают: менять формулировки вопросов, предложенных инициативной группой, они не имеют права. Комментирует депутат Сергей Зверев.

"Мы не можем корректировать вопросы, которые выносит инициативная группа. У нас нет такой возможности, поэтому, если они соответствуют законодательству, в той формулировке, не совсем лицеприятной, будем выносить на референдум. Это не вопросы Московской городской думы".

Теперь, когда депутаты Мосгордумы проголосовали "за", по сути, дан старт процедуре проведения референдума. Сначала в избирательной комиссии должна быть зарегистрирована инициативная группа. Затем в течение месяца ей предстоит собрать два процента подписей москвичей - это примерно 143 тысячи. После этого у избиркома есть 2 недели на проверку документов. И только потом можно будет говорить о дате проведения референдума. Если сплюсовать все сроки, получается, что голосование состоится не раньше весны следующего года. Впрочем, прозвучало предложение перенести его на осень. Михаил Блинкин - директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики - считает, что в Мосгордуме поторопились голосовать за инициативу о парковках.

"В статье 4 закона о референдуме города Москвы сказано, что на референдум не могут выноситься вопросы о введении или изменении налоговых сборов, а также освобождении от их уплаты. Пусть они сначала поправят свой закон. Это, конечно не налог, это сбор. Но у нас вроде такие вещи выноситься не могут".

Впрочем, то, что проблема платных парковок стоит очень остро, Михаил Блинкин не отрицает. Но, по его мнению, если рассматривать этот вопрос, то по другому принципу. Вовсе не территориальному.

"Улица Вавилова довольно далеко от Садового кольца, а там в массе переулочков надо делать платную парковку. И то же самое возле других станций метро, не в центре. Это вопрос не где мы находимся, а какая там активность".

В качестве критики референдума прозвучало и то, что он потребует затрат из городской казны, и что впервые за двадцать лет на голосование вынесут именно вопрос парковок, а не какой-либо другой. Тем не менее, депутаты инициативу поддержали. Голосование, кстати, никоим образом не отменяет планы московских властей по платным парковкам. Но окончательное решение за жителями. Чтобы итоги признали, высказаться должны не меньше половины москвичей.