18:10, 11 февраля 2014

Берлинале-2014: тон задают европейцы

64 Берлинский фестиваль продолжает свою работу. Уже прошли премьеры полной версии первой части "Нимфоманки" Ларса фон Триера и картины "Охотников за сокровищами" Джорджа Клуни - шестой режиссерской работы знаменитого актера. Критика неоднозначно приняла этот фильм, утренний пресс-показ даже был сорван из-за недовольства зрителей. Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин подводит предварительные итоги смотра и обращает внимание на то, что самые интересные фильмы еще впереди.

Еще фильм открытия, "Отель "Гранд Будапешт", хоть и сделан американским режиссером Уэсом Андерсоном, впрочем, живущим в Париже, задал европейский лейтмотив. И самые интересные фильмы основной конкурсной программы - тоже сделаны в Европе; Азия и обе Америки пока отстают.

На первом месте с большим отрывом - старейшина конкурса: французу Алену Рене 91 год, но он бодро продолжает снимать фильмы с завидной регулярностью, причем преимущественно в легком водевильном жанре. Или, стоит сказать, в обманчиво легком. В новейшей картине "Любить, пить и петь" живой классик рассказывает об умирающем от рака персонаже, которого на экране мы так и не увидим: в театрализованной и стилизованно-условной версии английской пьесы французские актеры разыгрывают свои маленькие комедии любви и ревности вокруг отсутствующего главного героя. Вот так, с музыкой, под смех высовывающегося из-под земли кукольного крота, прощается с бренным миром прекрасный режиссер, и его отвага и оптимизм заслуживают не меньшего, чем стоячая овация; впрочем, приз Берлинале тоже бы не помешал.

Остальные яркие европейские картины сняты режиссерами более актуальными и молодыми, хоть и обладающими не столь очевидным дарованием. "В порядке исчезновения" норвежца Ханса Петера Молланда - черная-пречерная северная комедия на трагическую тему: отец мстит за гибель сына от рук злодеев-наркоторговцев. В отмороженной истории полным-полно трупов и кровь стынет в жилах, но все равно очень смешно: герой - как всегда, великолепного - Стеллана Скарсгорда преследует негодяев на снегоуборочной машине, а тела убитых - их фамилии каждый раз появляются на экране, как титры к фильму, - сбрасывает в водопад. Причем один соперник героя - мафиозный босс-вегетарианец по кличке Граф, а другой - сербский пахан по кличке Папа, сыгранный великим немцем Бруно Ганцем.

Хуже с юмором в лучшей из конкурсных немецких картин - "Крестном пути" молодого режиссера Дитера Брюгеманна. В 14 остановленных кадрах, снятых неподвижной камерой единым планом, 14-летняя убежденная католичка Мария проходит все станции Крестного Пути, жертвуя жизнью во имя излечения четырехлетнего брата-аутиста, а зритель с неподдельным ужасом обнаруживает в современной Европе существование религиозного сектантства, заставляющего вспомнить о Средневековье.

Наконец, лидером критических симпатий остается военная драма живущего и работающего в Лондоне француза Яна Деманжа "71-й", о солдате-новобранце, попадающем в начале 1970 годов в революционный Белфаст и там чуть не расстающемся с жизнью. Декларативный политический сюжет решен так напряженно и увлекательно, что оторваться от зрелища, превосходно разыгранного традиционно безупречными британскими артистами, практически невозможно, а антивоенный пафос обеспечит режиссеру симпатию жюри.