Против "Сбербанка" возбуждено дело из-за рассылки SMS-спама. Управление ФАС по Московской области признало обоснованной жалобу одного из клиентов банка: рассылка поступала на телефон без его предварительного согласия и не содержала полной информации о предлагаемой финансовой услуге, что противоречит закону "О рекламе". Однако ранее Центробанк выступил с разъяснениями по поводу навязывания банковских SMS-уведомлений, признав их законными. Что же разрешено банкам рассылать своим клиентам, а что - нет, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
С 1 января банки в обязательном порядке уведомляют держателей пластиковых карт обо всех расходных операциях на их счете. Чаще всего информирование происходит посредством SMS, поэтому клиентов нередко вынуждают сообщать и обновлять в банковской базе свои номера мобильных телефонов. В толковании поправок к закону о национальной платежной системе Центробанк заявил, что такая навязанная услуга является законной и бесплатной. Однако на практике многие банки так и не обнулили комиссии за SMS-оповещение, зато нарастили потоки бесплатной SMS-рекламы в адрес своих клиентов. Жаловаться мобильному оператору бессмысленно, говорит пресс-секретарь компании "Вымпелком" Анна Айбашева.
"Этот вопрос клиент должен решать непосредственно с банком, который является автором этой рассылки. Другой вопрос - в том, что многие банки стали отправлять SMS-уведомления, используя довольно непрозрачные схемы, в том числе, с участием иностранных компаний или мелких региональных операторов. В этом случае, к сожалению, у крупных федеральных операторов в условиях текущего законодательства не так много инструментов для того, чтобы блокировать эти рассылки".
Возможны две ситуации, поясняет представительница компании: либо клиент банка сам подписался на рассылку по невнимательности, когда заключал договор на карточное обслуживание, либо банк по своей инициативе рассылает рекламу в довесок к полезным уведомлениям. Отфильтровать такой спам оператор не может: банк платит ему за доставку любой рассылки по одинаковым тарифам, то есть, заблокировать можно только все сообщения с одного номера, включая полезные. Но эта услуга платная. Дешевле, проще и быстрее будет договориться с заказчиком спама, убежден начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
"Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель, в данном случае, банк, не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Не нравится спам - обращайтесь в банк; если он все-таки не прекратит, тогда есть та же ФАС".
Скорее всего, банк, как и любая другая компания на его месте, согласится отменить дополнительную SMS-рассылку. Штрафы за неправомерную рекламу доходят до полумиллиона рублей. Если же договориться не удалось, можно написать жалобу в контрольные органы. Для владельцев смартфонов это сделать довольно просто, рассказывает юрист судебно-арбитражной практики группы компаний "Яковлев и партнеры" Полина Павлова.
"На сайте Федеральной антимонопольной службы создано приложение, с помощью которого вы можете сделать скриншот вашего экрана, это будет доказательством того, что вы получили нежелательную рассылку. Скриншот будет расцениваться как заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи. Можно воспользоваться данным приложением, либо залезть на сайт Федеральной антимонопольной службы, там также указано, куда вы можете обратиться и написать соответствующее заявление".
Программа называется "Росспам", найти ее можно на одноименном сайте, а также - в магазине приложений операционной системы Android. Если телефон не поддерживает данное приложение, то порядок действий немного усложнится: нужно будет самостоятельно сделать снимок экрана со спам-сообщением и отправить его по электронной почте вместе с заполненной на сайте анкетой.
Популярное
"Для России модель микрофинансовых организаций не очень подходит"
КОНСТАНТИН КОРИЩЕНКО: "Модель микрофинансовых организаций пришла к нам от известного человека, который это придумал для условий Индии, где 85% населения настолько бедные, что даже не платят налогов! И для того, чтобы у этих людей была хоть какая-то возможность получить, на наши деньги, 100-200 рублей, вот для них была придумана модель микрофинансовых организаций. Но для России эта модель, с моей точки зрения, не очень подходит. Она приводит к тем перекосам, которые мы сейчас видим".
Рефинансирование вместо “кредитных каникул”: банкиры саботируют меры господдержки заёмщиков
Госдума намерена обязать банки объяснять клиентам, почему им отказали в кредитной рассрочке. Эта мера поддержки граждан была запущена с началом пандемии. Но вместо моратория на выплаты банкиры навязывают клиентам рефинансирование кредита. В итоге заём получается ещё дороже.
"Для России модель микрофинансовых организаций не очень подходит"
КОНСТАНТИН КОРИЩЕНКО: "Модель микрофинансовых организаций пришла к нам от известного человека, который это придумал для условий Индии, где 85% населения настолько бедные, что даже не платят налогов! И для того, чтобы у этих людей была хоть какая-то возможность получить, на наши деньги, 100-200 рублей, вот для них была придумана модель микрофинансовых организаций. Но для России эта модель, с моей точки зрения, не очень подходит. Она приводит к тем перекосам, которые мы сейчас видим".
Рефинансирование вместо “кредитных каникул”: банкиры саботируют меры господдержки заёмщиков
Госдума намерена обязать банки объяснять клиентам, почему им отказали в кредитной рассрочке. Эта мера поддержки граждан была запущена с началом пандемии. Но вместо моратория на выплаты банкиры навязывают клиентам рефинансирование кредита. В итоге заём получается ещё дороже.
Банки хотят отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам
Выполняя закон, теряешь деньги. Разрешить банкам отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам – с такой просьбой в Минюст обратилась одна из отраслевых ассоциаций. По действующим нормам, такая выплата, например, в пользу кредитора или наемного работника, который выиграл спор у администрации, должна производиться немедленно. Между тем, по аргументации самих банкиров, все чаще документы, которые приносят взыскатели, оказываются фальшивыми.
Рост цен и непрозрачные кредиты
Важнейшие события и самые "горячие" темы уходящей недели – в репортажах корреспондентов и комментариях экспертов.
Скрытые комиссии: как их не платить
Банки покажут полный процент. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина потребовала раскрывать скрытые комиссии до оформления займа, чтобы клиент видел реальную стоимость ссуды. Сегодня банки тайно "зашивают" в кредит страховую премию и другие накрутки. Сами банкиры уверяют, что не прячут полную цену кредита.
Страховка – не для всех!
Ипотека не для всех. Россияне со сложными болезнями не могут получить кредит, поскольку им отказывают в страховании сделки. Об этом предупреждает Международная конфедерация обществ потребителей. В список нежелательных клиентов попали беременные из-за риска возможных осложнений. Если диагноз ставят после заключения договора, страховщики могут отказать в выплатах.