09:20, 09 мая 2014

Выступали шёпотом и на грузовиках. О фронтовых буднях советских актеров

9 Мая в День Победы театры традиционно включают в свой репертуар постановки о войне. В МХТ имени Чехова - спектакль по роману Астафьева "Прокляты и убиты", в Театре имени Моссовета - "Мой бедный Марат" по пьесе Арбузова. О праздничном репертуаре и о роли театра в годы войны задумался обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

У актеров старшего поколения, по-моему, без исключения, в биографии непременно была строчка об участии во фронтовых спектаклях, концертах. Скажем, народная артистка СССР Нина Сазонова зимой 41-го в составе фронтовой бригады выступала с концертами на всех передовых подмосковного сражения. В госпитале читала стихи Элина Быстрицкая. Великий кукольник Сергей Владимирович Образцов даже придумывал специальные номера сатирические, где, конечно, фашистов всегда в итоге побивали и они спасались бегством. Довольно быстро начали появляться пьесы про войну, про эту, новую войну - "Фронт" Корнейчука, "Нашествие" Леонида Леонова, но также и духоподъемные истории - про войны прежних столетий, про то, как Наполеона гнали из России, вроде "Давным-давно" Гладкова, премьеру которой сыграли в осажденном Ленинграде 7 ноября 1941 года, когда в Москве прошел легендарный парад.

Кто-то откопал, что уже 19 августа 1941 года на пятом и шестом этажах Всесоюзного Театрального общества, которое тогда занимало угловой дом на улице Горького, четыре фронтовые бригады приступили к репетициям. С первых же дней войны фронтовые бригады образовались из шефской бригады Центрального театра Красной Армии и из военно-шефской актеров Малого театра. Уже 28 июля бригада, в которую входили Михаил Гаркави и Лидия Русланова выступала перед бойцами Западного фронта.

На фронте выступали и Москвин, и Качалов, и Тарасова, Добронравов, Хмелев - фактически все великие мхатовские актеры - Тарасова, Зуева. То же можно сказать и об актерах Малого театра - Царев, Пашенная, Яблочкина, Турчанинова, Анненков, "Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа" возглавил только-только окончивший театральный институт Борис Голубовский, а фронтовые бригады возглавляли лучшие тогдашние режиссеры и актеры

1-ю бригаду - Иосиф Раевский, 2-ю - Алексей Дикий, 3-ю - Юрий Завадский, а 4-ю - Соломон Михоэлс, а во главе Первого театра ВТО, созданном весной 1942 года, стоял будущий главный режиссер Театра Маяковского Андрей Александрович Гончаров.

Выступали с грузовика - сохранились фотографии таких вот летучих концертов, в окопах, на полянах, при дневном свете - играли сцены из спектаклей, часто без грима, но почти всегда старались, чтобы были красивые платья, костюмы, которые бы отвлекали бойцов от фронтовых будней. Тут, правда, не обходилось без курьезов: однажды бригада театра миниатюр "Огонек" решила, что надо бы приодеться на выступление, по специальным эскизам сшили полуопереточную униформу. Но стоило артистам появиться в ней в прифронтовой зоне в сопровождении красноармейского патруля, как жители недавно освобожденного села забросали их комьями земли, приняв не то за итальянских, не то за румынских военнопленных. Пришлось тотчас же отказаться от униформы.

А однажды - сохранилась и такая история - артистам пришлось выступать шепотом, поскольку в лесу по соседству, могли прятаться гитлеровцы, в другой раз концерт проходил по телефону, когда бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт.

Читайте и слушайте непридуманные истории о войне. Спецпроект "Голоса Победы">>