тема: Канны-2014
08:11, 17 мая 2014

Первый день Канн: трогательная лента "Тимбукту" и кинобиография "Мистер Тёрнер"

Конкурс 67-го Каннского фестиваля начался двумя картинами: фильмом "Тимбукту" мавританца Абдерахмана Сиссако и фильмом британца Майка Ли "Мистер Тёрнер". Подробнее - кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Первый день фестиваля не принес скандалов или потрясений. Все произошло ровно так, как и должно было. Африканский выпускник ВГИКа, гражданин Мали Абдерахман Сиссако произвел на свет качественную гуманистическую ленту в лучших традициях советского или даже казахского кино тридцатилетней давности - "Тимбукту". Британский обладатель "Золотой пальмовой ветви" и, вероятно, лучший английский режиссер Майк Ли представил выдающуюся кинобиографию величайшего национального живописца Уильяма Тернера под простым названием "Мистер Тернер". Оба фильма, пожалуй, можно включить в вероятные претенденты на призы, хотя вряд ли на самый главный.

"Тимбукту" - честная и местами трогательная картина, герой которой, счастливый семьянин и обладатель стада коров, мстит соседу за убийство любимой коровы по кличке GPS. В результате по законам шариата его должны казнить. Однако эти законы приводят и еще к нескольким трагедиям, причем гибнут в их результате невиновные. Самая мощная сцена в фильме - забивание камнями закопанных в песок двух молодых влюбленных, чей единственный грех - в том, что они встречались до официальной свадьбы. Картина, направленная против религиозного мракобесия и снятая в экзотической по меркам фестивальной сцены Африке, может получить как минимум приз экуменического жюри.

"Мистер Тернер" - результат сложнейшего многолетнего труда. Обычно Майк Ли, согласно своему уникальному методу, не пишет сценариев, только краткий синопсис, а сценарий и персонажи рождаются в процессе живых репетиций с участием актеров. Но как достичь этого в случае биографии, где каждый персонаж - реально существовавшее лицо? Ответа на этот вопрос нет, зато есть невероятная, почти документальная жизненность и правдоподобие этой эпической ленты - невероятно смешной, трогательной и при этом полной неподдельного пафоса и превознесения искусства. Возвышенного, но рождающегося из мелочей, из сора, из быта, в котором Майк Ли - классик британского кинематографа кухонной раковины - знает толк.

Актеры безупречны, интерьеры хочется рассматривать бесконечно. Сердце буквально замирает от вида чисто тернеровских пейзажей, которые Ли и его оператор Дик Поуп каким-то чудом отыскали в реальности и воспроизвели на экране, а верный и давний артист и соратник Ли, Тимоти Сполл - россияне лучше всего знают его по роли человека-крысы в сериале о Гарри Поттере - безусловно, даже сейчас уже может считаться сильнейшим претендентом на малую "Золотую пальму" за лучшую мужскую роль.

Впрочем, конечно, сейчас, в первые дни фестиваля, давать любые прогнозы еще слишком рано.