тема: Канны-2014
22:49, 20 мая 2014

Голливудская драма VS нудный роман взросления: оба - мимо "Ветви"?

Каннский фестиваль перевалил за середину. В его конкурсе были представлены японская картина "Успокой воду" и американская - "Охотник на лис". Она, по мнению кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина, непременно получит призы - если не в Каннах, то на "Оскаре".

Японскую конкурсантку Наоми Кавасе в Каннах заведомо прочили в победители, и это неудивительно. Ведь она, во-первых, единственная азиатка из претендующих на "Золотую пальмовую ветвь", а Азию здесь традиционно ценят очень высоко и регулярно награждают, во-вторых - одна из двух участвующих в конкурсе режиссеров-женщин, а жюри возглавляет Джейн Кэмпион, единственная дама, когда-либо выигрывавшая главный приз в Каннах.

Вся эта математика по-прежнему в силе, да вот только фильм Кавасе "Успокой воду" оказался сборищем всех штампов авторского кино, которые только можно придумать. Сюжет - взаимоотношения двух тинейджеров-старшеклассников на летних каникулах на курортном японском острове, где они вдвоем в самом начале фильма находят мертвое тело неизвестного мужчины. Дальше долго и занудно разбираются отношения мальчика и девочки с родителями и малой родиной, пока двое героев ко всеобщему облегчению наконец-то не сливаются в любовном экстазе в финале и не ныряют в подчеркнуто-живописные глубины ярко-синего моря. Пейзажи в фильме исключительные, фольклорные ритуалы показаны подробно до неприличия, но в остальном это довольно стандартный роман взросления, только претенциозный.

Именно этого скверного фестивального качества - претенциозности - начисто лишена, вероятно, лучшая американская картина из претендующих на "Золотую пальмовую ветвь" этого года - "Охотник на лис" Беннетта Миллера, автора "Капоте" и "Человека, который изменил всё". В основе интриги - подлинная, хоть и невероятная история об эксцентричном миллиардере, который стал другом олимпийского чемпиона США по борьбе, а потом взревновал того к его брату-тренеру и брата застрелил. Стоит напомнить, что Миллер уже принес покойному Филипу Сеймуру Хоффману "Оскара", а Бреду Питту и Джоне Хиллу - по номинации; в работе с актерами он исключительно силен. Так что можно предполагать, что все трое исполнителей этого незаурядного и тревожного фильма об изнанке американской мечты могут быть отмечены тем или иным жюри: это Ченинг Татум, которого отныне нельзя будет больше называть всего лишь симпатичным накаченным парнем - играет он потрясающе; Марк Руффало, вместо своих пышных кудрей получивший залысину, очки и бородку; и, наконец, абсолютно неузнаваемый и сыгравший, бесспорно, самую сильную роль в своей жизни бывший комик Стив Карелл, знакомый публике по сериалу "Офис" и картине "40-летний девственник". Впрочем, это все же чисто голливудская, разыгранная по Станиславскому, драма, и ориентированные на артхаус Канны могут такое и проигнорировать. Российского дистрибьютора у "Охотника на лис" пока нет, и это очень жаль.