тема: Канны-2014
17:57, 21 мая 2014

Два Дарденна, одна Котийяр. Фильм бельгийских режиссёров обречён на победу?

В Каннах показали новый фильм братьев Дарденнов - самых титулованных европейских режиссеров современности, лауреатов двух "Золотых пальмовых ветвей". Об их картине "Два дня, одна ночь" рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Это случилось опять, и непонятно, что теперь делать. Скромняги из Бельгии, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны вновь потрясли зрителей Канн своим подчеркнуто простым и пронзительным фильмом, так что впору давать им "Золотую пальмовую ветвь" - но никогда и никому еще этот приз не присуждали трижды. Как же быть, ведь у Дарденнов за последние 6 фильмов и 15 лет - практически полный набор каннских наград? Самое парадоксальное - то, что они явно ни в каком признании давно не нуждаются. Их фильмы по-прежнему малобюджетны и скромны, а сниматься в них мечтают все актеры мира: известно, что какой-нибудь Мэтт Дэймон шлет Дарденнам письма, умоляя его снять, а те отвечают отказом.

Их материал - родной провинциально-индустриальный Серен, что под Льежем. Там и разворачивается действие новой картины "Два дня, одна ночь". Ее героиня Сандра - сотрудница небольшой компании "Солвол", всего 17 человек. Утром в субботу она узнает, что общим голосованием ее решено уволить - дела фирмы идут так себе, и необходимо отказываться либо от годовых бонусов в тысячу евро, либо от одного из сотрудников, а в компании слабым звеном считается именно она. У Сандры муж работает поваром в ресторане быстрого питания, двое детей, счета: ей никак нельзя остаться без работы. И она пытается за выходные встретиться с каждым из коллег и попробовать убедить его в понедельник с утра на повторном голосовании все-таки отдать голос за нее. Вот такой простенький сюжет - совсем, казалось бы, не трагический, ведь всем известно, что в Европе даже безработной семье умереть с голоду или пойти по миру не дадут. Однако речь здесь о более важном: о человеческом достоинстве, с одной стороны - за него-то и сражаются Сандра с ее мужем, и о грузе индивидуального выбора - с другой. Недаром каждая из сцен разговоров героини с ее коллегами снята единым планом, без монтажных склеек, чтобы этот тест на человечность прошел максимально честно.

Эта лента может показаться социальной, но на самом деле такой, конечно, не является - перед нами очередная моральная притча, вдобавок, интерактивная, заставляющая каждого зрителя отвечать на тот же вопрос, который Сандра задает сотрудникам своей родной корпорации. Главные роли сыграли постоянный артист Дарденнов Фабрицио Ронджоне и лауреатка "Оскара" за роль Эдит Пиаф Марион Котийяр, самая успешная в мировом масштабе французская артистка, преобразившаяся до неузнаваемости - лишь при помощи актерского мастерства, без уловок грима или компьютерной графики - для роли Сандры. И на утреннем пресс-показе, и на официальной премьере Котийяр и Дарденнов встречали бурной, долго не замолкавшей овацией. Посмотрим, как отреагирует на это жюри.