тема: Канны-2014
18:16, 23 мая 2014

И вновь - о "маленьком человеке": "Левиафан" не оставит равнодушным жюри Канн

В конкурсе Каннского фестиваля показали новый фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин уверен, что без награды режиссер домой не вернется.

Давать фестивальные прогнозы - дело глупое и неблагодарное. Но будем смотреть фактам в лицо: "Левиафан" Андрея Звягинцева - фильм, который отборщики не случайно поставили на последний день программы, фильм, которого больше других ждали каннские зрители (и далеко не только россияне), и, наконец, фильм, который, судя по бурной реакции публики, оправдал все ожидания и надежды. Мощная картина, лучшая у этого режиссера и одна из самых ярких в конкурсе 2014 года, что бы там об этом ни думала Джейн Кэмпион и ее коллеги по жюри. Собственно, ответ на вопрос, что думают на эту тему они, будет дан завтра поздно вечером, на церемонии закрытия и распределения призов.

А пока вернемся к "Левиафану" - важнейшему кинематографическому событию года в России, а может, и не только в ней. В своей четвертой картине Звягинцев достиг синтеза двух первых лент - "Возвращения" и "Изгнания", величественных и глубоких, но несколько абстрактных притч - с третьей, "Еленой", проникшей своим острием в самую суть современного российского общества. "Левиафан" - жгуче актуальное кино, и в то же время, это притча о вечном, о страдании и унижении человека, поднимающего взор к пустым небесам и вопрошающего: "За что?"

Герой фильма, блестяще сыгранный Алексеем Серебряковым - добряк и рохля, живущий с молодой женой и сыном-подростком от первого брака в доме на берегу залива, в маленьком северном городе близ Баренцева моря. Местный мэр - лучшая, возможно, кинороль Романа Мадянова - покушается на землю и готовит дом под снос. На защиту старого друга в суде из Москвы прибывает умелый адвокат - его сыграл Владимир Вдовиченков. Трагедия начинается незаметно, одно событие влечет за собой остальные, и череда недоразумений превращается в катастрофу - не только для одного героя, но и для всех.

Звягинцев доказал, что большое искусство требует не только глубины, не только технической виртуозности - к примеру, оператору Михаилу Кричману можно петь осанну часами, так потрясающе снят фильм, - но и огромной отваги. Это возвращает нас к вопросу наград - как бы не слишком важных перед лицом вечности, но способных существенно повлиять на дальнейшую, уже прокатную судьбу фильма, который, бесспорно, в России следовало бы посмотреть каждому.