тема: Канны-2014
13:11, 25 мая 2014

Триумфатором Канн стал антипод и двойник Звягинцева

На Французской Ривьере торжественно завершился 67-й Каннский кинофестиваль. Жюри объявило имена победителей. В их числе есть и россияне - Андрей Звягинцев и Олег Негин, получившие приз за сценарий к фильму "Левиафан". С подробностями - кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Безусловно, победа Андрея Звягинцева и Олега Негина, его постоянного сценариста со времен "Изгнания" - первой каннской картины режиссера - заслуженная и крайне приятная. "Левиафан" - мощный концептуальный фильм, и соотношение метафоры с реалиями узнаваемой российской жизни в нем практически безупречно. Яркие характеры, сочные и забавные диалоги, неожиданные повороты и развороты интриги, шокирующий переход от социальной комедии к экзистенциальной трагедии. Так что все честно и правильно, но все равно обидно: мог быть и Гран-при, и даже "Золотая пальмовая ветвь".

Ведь турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, которому и достался высший каннский приз, в чем-то антипод, а в чем-то почти двойник Звягинцева: автор примерно того же поколения, он тоже отдает дань почтения Тарковскому и другому метафизическому кинематографу прошлого, снимает длинные и глубокомысленные картины, уделяя особое внимание пейзажу. Но в отличие от острой и резкой, жизненной и актуальной ленты Звягинцева, победившая в Каннах "Зимняя спячка" Джейлана - вялое, разговорное, претенциозное кино о судьбах турецкой интеллигенции, где продемонстрирована высокая профессиональная культура создателей - но больше, по сути, ничего.

Что ж, Джейлан - давний каннский фаворит, лауреат режиссерского приза и двух Гран-при, "Пальма" ему улыбалась давно и досталась, что говорится, на автомате. Зато второе место, Гран-при, досталось очень самобытной и яркой картине - "Чудесам" итальянки Аличе Рорвахер, истории пасеки в глубинке и семьи, которая эту пасеку содержит.

Неожиданным оказался и выбор лучшего режиссера: таковым признали одаренного технаря, типичного оскаровски-голливудского автора Беннетта Миллера за картину о сумасшедшем миллионере и чемпионе мира по борьбе, "Охотник на лис".

Лучшей актрисой по версии каннского жюри стала феноменальная и, увы, отсутствовавшая на церемонии Джулианна Мур, сыгравшая блестяще, на грани фола, стареющую звезду в сатире Дэвида Кроненберга "Звездная карта".

Актером-триумфатором оказался прекрасный во всех отношениях британец Тимоти Сполл, сыгравший художника Тернера в тщательной и парадоксальной кинобиографии Майка Ли.

В довершение эклектичных и далеких от последовательности и логики наград - приз жюри, разделенный между самым молодым конкурсантом, талантливым квебекцем Ксавье Доланом, снявшим фильм "Мамочка", и самым старым - великим Жаном-Люком Годаром, чья картина "Прощание с языком" наделала немало шума. А фильм гениальных братьев Дарденнов "Два дня, одна ночь" не получил вообще ничего.