тема: Кинотавр
13:35, 02 июня 2014

25-й "Кинотавр": впору говорить о феминистском кинематографе?

В Сочи накануне открылся 25-й, юбилейный фестиваль "Кинотавр". Обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин считает, что его программа имеет все шансы оказаться самой интересной за последние годы.

Еще даже не начиная анализировать конкурсную программу "Кинотавра", мы можем констатировать успех в выборе президента жюри - не единственного, конечно, но решающего члена судейской комиссии.

Чаще всего на протяжении долгих лет на эту роль выбирался заслуженный классик, безусловный авторитет, а в этом году взяли да и пригласили Андрея Звягинцева. Ему, конечно, тоже 50 лет, он не юноша, но режиссер молодой: всего 4 фильма, - а главное, в отличие от большинства президентов жюри прошлых лет, абсолютно современный. Его "Левиафан" только что участвовал в конкурсе Каннского фестиваля и оказался в числе лауреатов, получив приз за сценарий, - так что даже Европа видит, как точно и умно Звягинцев анализирует современный российский контекст и преображает его в творческий текст.

Надо полагать, эти качества будут важны и при выборе Звягинцевым и его коллегами победителей сочинского смотра, который неслучайным образом закроется именно российской премьерой "Левиафана". Но случится это 8 июня, в грядущее воскресенье, а сейчас гостей "Кинотавра" ждет 6 дней конкурсных премьер - всего 14 абсолютно новых картин. 8 из них - две трети - сделаны режиссерами-женщинами, что само по себе ново и необычно: после победы в тех же Каннах молодой итальянки Аличе Рорвахер, чья лента "Чудеса" получила второе место, Гран-при, впору говорить о феминистской тенденции в сегодняшнем кинематографе.

Из конкурсанток в Сочи особое внимание на себя обращает Светлана Проскурина, лауреат Локарно и конкурсант Венеции: ее новая картина "До свидания, мама" основана на "Анне Карениной", изрядно переосмысленной и переработанной Василием Сигаревым - ведущим драматургом современной сцены и неоднократным участником "Кинотавра". Ангелина Никонова, автор нашумевшего "Портрета в сумерках", сняла новую ленту "Велкам Хом" в Нью-Йорке - и опять проект заведомо провокационный, и вновь в продюсерах и актрисах Ольга Дыховичная.

Анна Меликян не снимала полных метров со времен "Русалки", ее новая лента "Звезда" - едва ли не самая ожидаемая в этом году. А сегодня конкурс откроется двумя картинами, которые представляли Россию в Роттердаме - "Комбинат Надежда" Натальи Мещаниновой и "Еще один год" когда-то открытой именно в Сочи Оксаны Бычковой; она, кстати, получила в Голландии первый приз внеконкурсной программы. Единственную неигровую ленту в конкурсе - "21 день" - тоже сняла девушка, дебютантка Тамара Дондурей. С другой стороны, ярких мужчин тоже хватает: Михаил Сегал, Юрий Быков, известный по короткому метру дебютант Михаил Твердовский - все они воспитанники "Кинотавра", наглядно показывающего, что его 25 лет прошли не напрасно.