тема: Кинотавр
16:51, 03 июня 2014

"Комбинат "Надежда" и "Ещё один год" - неприглаженная правда жизни и смелость арт-проекта

В Сочи продолжается российский кинофестиваль "Кинотавр". Первый день показов юбилейного форума сразу задал серьезный тон всему конкурсному марафону. Первые же два фильма - картины "Комбинат "Надежда" режиссёра-дебютанта Натальи Мещаниновой и работа уже опытного конкурсанта "Кинотавра" Оксаны Бычковой "Ещё один год" - оказались очень качественными и неоднозначными лентами. Обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин поразился тому, как преобразилось с годами наше артхаусное кино.

2014 год начался с фестиваля в Роттердаме, где участвовали две российские картины - дебют Натальи Мещаниновой "Комбинат "Надежда" в конкурсе и "Еще один год" Оксаны Бычковой по сценарию той же Мещаниновой в параллельной программе; причем лента Бычковой получила там главный приз.

Сочинский "Кинотавр", первый фестиваль отечественного кино, стартовал именно с этих двух картин, показанных одна за другой - тем более что часть съемочных групп совпадает. И это было сильное, яркое, выразительное начало - о чем свидетельствовали и аплодисменты в финале, и люди, возмущенно покидавшие зал еще в самом начале сеанса. Хотя ведь Мещанинова честно предупредила, что как минимум мата - уже запрещенного, но пока закон не вступил в силу, еще допустимого на экране, - в ее картине предостаточно.

Как, с другой стороны, еще могут изъясняться провинциальные тинейджеры, проводящие все время на шашлыках среди непривлекательных индустриальных пейзажей, пьющие пиво с водкой, занимающиеся беспорядочно-отчаянным сексом и мечтающие лишь об одном - оставить родной город? Город этот - Норильск, где и снимался мещаниновский "Комбинат "Надежда".

Речь идет о металлургическом заводе, хотя и о надежде как таковой, естественно, тоже. Молодые артисты разыгрывают в этом многофигурном, местами на вид почти документальном фильме вечную драму взросления - параллельные истории двух девушек. Одна стремится прочь от семьи и малой родины, на материк - к бойфренду, который, кажется, не так уж этому и рад: впрочем, все равно денег на поездку нет, поскольку родители вложили все средства в покупку дочери собственной квартиры на 18-летие.

Другой героине, которую все окружающие считают проституткой, ехать не к кому - но зато шансов сбежать у нее не в пример больше. Жесткая, бескомпромиссная, справедливо напомнившая зрителям "Маленькую Веру", эта картина по цензурным причинам может иметь проблемы с прокатом, но для фестивалей такой фильм, конечно, лакомый кусок: отличные актерские работы, мастерская драматургическая структура, не приглаженная правда жизни во всей своей красе и уродстве.

Интересно, что в "Еще одном годе" по сценарию той же Мещаниновой Оксана Бычкова тоже прикоснулась к узнаваемой реальности - но без нецензурной лексики и излишнего трагизма. Хотя картина создательницы двух ярких ромкомов - "Питер ФМ" и "Плюс один" - тоже драматична, как и ее первоисточник, легендарная пьеса Александра Володина "С любимыми не расставайтесь".

Сюжет, напомню, в том, как любящие друг друга люди разводятся - слишком болезненны все несовпадения и бытовые конфликты между ними. Бычкова и Мещанинова замечательно уместно перенесли интригу в наши дни: герой здесь - таксующий по ночам парень, его жена - начинающий дизайнер в хипстерском интернет-СМИ. Место действия - Москва, город, в котором риск отчуждения и одиночества ничуть не ниже, чем в норильских холодах.

Социальная драма и едва ли не сатира, впрочем, отступают перед историей нормальной повседневной любви - такой сложный жанр, решенный блестяще, неброско и вместе с тем убедительно. Для Европы такая картина - практически идеальный умный мейнстрим, для России - смелый арт-проект. Остается надеяться, что это и поможет "Еще одному году" завоевать внимание критиков и признание жюри.