тема: Кинотавр
20:28, 04 июня 2014

До финала доползет самый стойкий, или забудьте о прекрасном замысле. Дебюты "Кинотавра"

На юбилейном 25-м "Кинотавре" в Сочи продолжаются конкурсные показы: петербуржец Рамиль Салахутдинов в детективе "Белая белая ночь" продолжил благородные традиции своих учителей, Алексея Германа и Светланы Кармалиты, а москвичка Вера Харыбина в ленте "Спроси меня" обратила внимание зрителей на столичных гастарбайтеров. Меж тем, на пляже отмечали юбилей киностудии "Базелевс". Репортаж с берега Черного моря - от обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

Жизнь в Сочи все более бурная с каждым днем. Скажем, такая для многих других фестивалей маргинальная вещь, как короткий метр, здесь - настоящее событие. Всем интересно посмотреть, как дебютируют Илья Учитель и Иван Шахназаров, наследники соответствующих творческих династий - и первый, в самом деле, выдает живую и трогательную комедию о мужчине средних лет, решившем сойти с самолета на пересадке в родном городе и попробовать переспать с возлюбленной школьных лет, а второй - бурлескный черный фарс о троице незадачливых рок-музыкантов, застрявших в зимнем лесу на сломавшейся машине, по пути на прослушивание.

Первый фильм, если что, называется "Пересадка", а второй - "Рок", хотя публика принимала куда благосклоннее немудрящую десятиминутку украинских кинематографистов "Абонент" о милиционере, решившем расстрелять штаб своего интернет-провайдера. И опять комедия. В основном полнометражном конкурсе все не так смешно.

"Белая белая ночь" Рамиля Салахутдинова - в самом деле, Петербург в квадрате, белее белого и ночнее ночного. Герой - помятый частный детектив, приехавший из Москвы на поиски тинейджера, уехавшего в северную столицу на рок-концерт и пропавшего без вести. Разумеется, эта мучительно-медленная история на поверку оказывается притчей о моральном выборе, до финала которой доползет только очень стойкий и духовно возвышенный зритель - претензия на осмысленный месседж должна, по идее, заставить забыть и о слабом сценарии, и о вымученных, далеких от естественности диалогах.

Впрочем, не так уж часто встречающаяся сегодня визуальная культура все же ощущается в этом произведении ученика Алексея Германа и Светланы Кармалиты. Вторая конкурсная картина еще более назойливо предлагает социальное вместо художественного: "Спроси меня" Веры Харыбиной - восемь реальных, записанных в жизни монологов, семь из которых принадлежит приезжим, в основном, гастарбайтерам, но разыграны они молодыми актерами.

Идея, вероятно, хороша и даже благородна, но вот исполнение заставляет забыть о прекрасном замысле: по сути, подлинные человеческие трагедии - да хоть бы и комедии - становятся материалом для актерских этюдов, и вместо подлинного исследования режиссер предлагает нам серию более-менее развлекательных выступлений. Эта облегченная, высокомерная версия расхожего благотворительного гуманизма, безусловно, понятна и близка среднеинтеллектуальной публике Сочи - но ее прокатные перспективы все равно пока остаются туманными, как в случае с практически любым авторским кино в России.

Зато у студии "Базелевс" перспективы превосходны - это стало очевидным в очередной раз на богатой пляжной вечеринке по случаю 20-летия компании, возглавляемой Тимуром Бекмамбетовым. Сам отец-основатель в Сочи не доехал, но зато гостей встречали ряженые вампиры, русалки и Дед Мороз со Cнегуркой, напоминавшие о грядущих - отнюдь не на "Кинотавре", а в широком прокате - хитах, "Елках 1914" и "Горько-2".