тема: Кинотавр
14:30, 05 июня 2014

Восторг "Кинотавра". Как принимали "Класс коррекции" и "Кино про Алексеева"

Жюри Короткого метра на "Кинотавре" подвело итоги, наградив не только начинающих, но и заслуженных режиссеров - Жору Крыжовникова и Анну Меликян. В конкурсе же было представлено сразу два фильма. Дебют Ивана Твердовского "Класс коррекции" рассказал зрителям о специфическом мире школы для детей с отклонениями, а известный по комедии "Рассказы" Михаил Сегал в своем "Кино про Алексеева" вернул на широкий экран Александра Збруева. За событиями в Сочи продолжает следить обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Оба конкурсных фильма публика встречала восторженно - зал был полный, и, кажется, ни один зритель не покинул его до финальных титров: впору говорить о настоящем, вне зависимости от призов, триумфе продюсера Натальи Мокрицкой, которая сделала и "Класс коррекции", и "Кино про Алексеева".

Фильмы, меж тем, абсолютно разные, даже в чем-то противоположные. Дебютант, лауреат прошлогоднего конкурса короткого метра, 24-летний Иван Твердовский пошел по стопам Тодда Браунинга с его "Уродцами" и Ларса фон Триера с его "Идиотами". Героиня "Класса коррекции" - красотка и умница, инвалид-колясочница, поступающая в выпускной класс спецшколы для подростков с отклонениями: в классе есть карлица, эпилептик, дети с нарушениями речи и двигательных функций - все надеются пройти комиссию и перейти в класс для так называемых "нормальных".

"Класс коррекции" - эталонная история любви, с почти сказочным началом и брутальным, хотя вновь волшебным, финалом: кино про уродов и людей, в прямом и переносном смысле слова; изучение не столько взаимоотношений обычных людей с теми, кто считается инвалидами, сколько внутренней инвалидности души и сердца, от которой, как выясняется, не застрахован никто.

Центральные роли блестяще исполнены молодыми артистами "Гоголь центра" - Марией Поезжаевой, Филиппом Авдеевым и Никитой Кукушкиным. Михаил Сегал тоже отправился в область причудливую и не изученную: его герой, напротив, не тинейджер, а битый жизнью старик, живущий в деревенском доме и торгующий на обочине солеными огурцами. Даже испытанный зритель не сразу узнает в нем - заглавном герое "Кино про Алексеева" - великого Александра Збруева, вернувшегося на широкий экран после многолетнего перерыва.

Он - знаменитый в прошлом бард, который отправляется в далекую Москву, чтобы принять участие в ночном эфире радиостанции, посвященном авторской песне. Судьба загадочного Алексеева разворачивается постепенно: то ли он великий, незаслуженно забытый поэт, которого восхваляли сами Окуджава и Бродский, то ли бездарь и самозванец, канувший в Лету заслуженно.

Баланс между современными сценами и воспоминаниями о молодости выдержан в фильме далеко не безупречно, и концепция самого бардовского движения в картине Сегала кажется провокационной - будто бы и не было на самом деле ни многотысячных аудиторий, ни всесоюзного культа, ни всей этой самобытной культуры. Однако Збруев играет превосходно, сценарий фильма полон неожиданных поворотов, да и сам выбор столь причудливой темы говорит в пользу режиссера. Так или иначе, принимали "Кино про Алексеева" на ура.

А после этого вечером жюри Короткого метра с режиссером Алексеем Мизгиревым во главе подвело итоги. Все трое победителей оказались не вполне безвестными дебютантами. Два специальных диплома получили артист Григорий Добрыгин за "Верпаскунген", комедию об интеллигенции с Сергеем Маковецким в главной роли, и Анна Меликян, чья "Звезда" еще будет показана в конкурсе - а пока в Коротком метре была представлена очаровательная кинокатастрофа "Про любовь 2" с участием Андрея Малахова, Екатерины Андреевой и голого режиссера Павла Руминова.

Главный же короткометражный приз получил Жора Крыжовников за убийственную во многих смыслах слова новогоднюю комедию "Нечаянно". Сам режиссер приз получать не смог - ровно в этот день он заканчивал съемки новой комедии "Горько 2".