тема: Кинотавр
15:02, 06 июня 2014

"Велкам Хом", "Испытание", "До свидания, мама" – задумчиво, изобретательно и отмороженно

В Сочи на "Кинотавре" показали сразу три фильма о любви. Первый, "Велкам Хом" Ангелины Никоновой, рассказывает об одиночестве эмигрантов из бывшего СССР в сегодняшнем Нью-Йорке. Второй, "Испытание" Александра Котта, - почти сказка или легенда в декорациях казахской степи, снятая без единого слова. Третий, "До свидания, мама" Светланы Проскуриной, - современное переосмысление сюжета "Анны Карениной". Обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин пытается сопоставить три фильма, найти их сильные и слабые стороны.

Юбилейный 25-й "Кинотавр" продолжает радовать и удивлять как минимум своим разнообразием. В один день здесь могут быть показаны нью-йоркская трагикомедия о наших бывших соотечественниках, задумчивая и живописная экзотическая притча и драма адюльтера и ревности на материале Льва Толстого: в самом деле, на любой вкус что-нибудь, да отыщется.

"Велкам Хом" - второй фильм тандема режиссера Ангелины Никоновой с актрисой, продюсером и сценаристом Ольгой Дыховичной. Фильм снят в Штатах, но про наших людей: сама Дыховичная играет напористую любовницу молодого кинорежиссера, мечтающую об американском гражданстве и ради этого готовую танцевать стриптиз или приторговывать наркотиками, но она - не единственная и даже не главная героиня этого сложного фильма-ансамбля.

Единства и мощной эмоции предыдущей картины Никоновой "Портрет в сумерках" здесь нет - "Велкам Хом", скорее, драмеди, - но встречаются очень удачные сцены, да и центральная тема, фиктивный брак ради гражданства, многим по нашим дням покажется крайне актуальной.

"Испытание" Александра Котта - диаметральная противоположность его же знаменитой "Брестской крепости". Формально картина - об испытании водородной бомбы в 1953-м году, а по сути это оживленный на экране миф. История любви девушки из степи, живущей там одиноко в компании отца, и приехавшего из России паренька с фотоаппаратом и кинокамерой, снята фантастически изобретательно, и, плюс к тому, без единого слова.

Точная, тонкая, глубокая, необычная картина, с одной стороны, почти гротескна в своем символизме и условности, с другой отсылает зрителя к лучшим образцам, как казалось, забытого и похороненного поэтического кино: вряд ли председатель жюри Андрей Звягинцев останется равнодушен к такому зрелищу.

Наконец, "До свидания, мама" - отмороженная во всех смыслах версия сюжета "Анны Карениной" в сегодняшних декорациях, написанная Василием Сигаревым и поставленная живым классиком авторского кино и победительницей "Кинотавра" четырехлетней давности Светланой Проскуриной. События даны с точки зрения Каренина - впрочем, не названного по фамилии, как и остальные персонажи: Анна, другой Алексей и мальчик Сережа. Социальное стало здесь психологическим, детали ушли в астрал, оставив чистое поле для зрительских трактовок. Полное отсутствие юмора в этом гипнотизирующе-медленном фильме, похоже, немало смутило публику, зато все сошлись на том, что отодвинутая с позиции центральной героини Каренина - то есть, прекрасная молодая актриса Александра Ребенок, - стала настоящим событием "Кинотавра".