тема: Кинотавр
18:24, 09 июня 2014

Любовь и взрыв - 2 в 1. Почему главный приз "Кинотавра" достался немому фильму

В Сочи завершился 25 юбилейный фестиваль "Кинотавр". Лучшим фильмом была названа драма Александра Котта "Испытание" - история любви, снятая в казахских степях без единого слова. Этот же фильм получил премию "Слон" от критиков и киноведов, а также - приз за операторскую работу. Среди других лауреатов - мелодрама Оксаны Бычковой "Еще один год", трагикомедия Анны Меликян "Звезда", социальная драма Юрия Быкова "Дурак". Некоторые блестящие картины остались вовсе без призов. Собственные итоги подводит кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Удивительно, казалось бы, что жюри под руководством рафинированного каннского и венецианского лауреата Андрея Звягинцева награждает за лучший фильм и, вдобавок, за операторскую работу "Испытание" - новую ленту Александра Котта, создателя ряда успешных сериалов и блокбастера "Брестская крепость", то есть, автора из совершенно другой оперы. Да еще и Гильдия киноведов и кинокритиков отдает главный приз тому же "Испытанию". Но для тех, кто видел фильм, вопросов не возникает,как и удивления. "Испытание" - изысканное и вместе с тем мощное, чисто авторское, ни в чем не мейнстримное кино, снятое в казахских степях без единого слова: история молчаливой любви в условиях испытания водородной бомбы в Семипалатинске в 1953 году.

Режиссер и сам удивился, даже слез не сдержал на сцене. Плакали и многие другие - авторы остальных фильмов и их болельщики, но винить было некого: "Кинотавр" оказался редкостно сильным и разнообразным, призов элементарно не хватило на всех. К примеру, документальный дебют Тамары Дондурей "21 день" попросту выпал из обоймы игровых - а ведь картина о двух стариках, живущих и умирающих в хосписе, снятая и смонтированная самой постановщицей, деликатна, свежа и даже остроумна. Или открывший фестиваль "Комбинат "Надежда" Натальи Мещаниновой - жесткая драма взросления, снятая в индустриальном Норильске, фильм во многом шокирующий, честный, выразительный, - тоже без наград. С другой стороны, у Мещаниновой, в отличие от многих победителей, позади - участие в роттердамском конкурсе, а жюри в Сочи отметило мелодраму Оксаны Бычковой "Еще один год", для которой Мещанинова писала сценарий: картине достался актерский приз для Алексея Филимонова. И еще специальный диплом достался другому женскому дебюту - "Как меня зовут", сложной и изобретательной трагикомедии Нигины Сайфуллаевой, для которой писала сценарий Любовь Мульменко, сценаристка Мещаниновой и соавтор Бычковой.

Вторым большим победителем после "Испытания" стала "Звезда" Анны Меликян - нетривиальный фильм о погоне за успехом и славой, имитирующий и вместе с тем пародирующий киноязык сериалов о нелегкой женской доле: Меликян признана лучшим режиссером, а одна из двух ее центральных исполнительниц - Северия Янушаускайте - названа лучшей актрисой. Броская социальная драма Юрия Быкова "Дурак", разделившая публику и критиков, была награждена за сценарий. А отдельные поздравления хочется направить в адрес Ивана Твердовского, ровесника "Кинотавра": 25-летний конкурсант в своем скандально-эпатажном, лирическом и экспериментальном "Классе коррекции" затронул многие потаенные струны, за это заслужив сразу 2 награды - за лучший дебют и лучший фильм конкурса по версии жюри кинопрокатчиков. Это - гарантия выхода на широкие экраны; остается надеяться и верить, что та же судьба ждет и других талантливых участников и лауреатов "Кинотавра".