15:59, 26 июня 2014

Любовь по Гай Германике - нарушение границ дозволенного

На Московском международном кинофестивале показали новый фильм Валерии Гай Германики "Да и да" - он представляет Россию в основном конкурсе. В фильме о любви школьной учительницы и авангардного художника сыграли Александр Горчилин и Агния Кузнецова. Одним из первых картину успел увидеть и оценить кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Труднее всего поверить в то, что это - всего второй полнометражный фильм Валерии Гай Германики. И не только потому, что тридцатилетний режиссер настолько талантлива, изобретательна и профессиональна - в конце концов, некоторые этому не учатся, а просто рождаются такими. Нет, удивление связано с тем, что Германика - отныне просто Германика, имена в титрах отсутствуют, - кажется, присутствует уже так давно и плотно, что предстает едва ли не классиком, хоть и молодым.

А ведь в самом деле: на ее счету - 3 яркие документальные картины, полуигровые, среднеметражные, мало кем виденные, и 2 телесериала - "Школа" и "Краткий курс счастливой жизни". Игровой полный метр у нее был один - "Все умрут, а я останусь", получивший диплом "Золотой камеры" в Каннах. И это - второй.

Кстати, с одной из тех прекрасных актрис в главной роли - Агнией Кузнецовой: тогда она у Германики была школьницей, а в том же году у Балабанова в "Грузе 200" - непутевой студенткой. А теперь, в новой ленте Германики "Да и да", она - уже школьная учительница. В самом начале проверяет тетради, скучает дома, курит: ну, да, это запрещенное действие в фильме тоже присутствует, и не оно одно. Также там матерятся, занимаются любовью и много еще чем. В этом - главная идея режиссера и ее постоянного сценариста Александра Родионова: любовь есть переход границ, нарушение дозволенного. Хлопнув дверью, героиня по имени Саша выходит на улицу и идет к знакомому парню - художнику Антонину, о котором значительно позже мы узнаем, что он на самом деле, по паспорту, всего лишь Коля. Но паспорта в этом фильме переписываются и перерисовываются, личности меняются навсегда. Отвязного, развязного, но явно талантливого персонажа художника блестяще сыграл Александр Горчилин, до сих пор - сериальный актер, которому для слома имиджа понадобилась немалая смелость. Как, впрочем, и остальным участникам проекта: и продюсеру Федору Бондарчуку, и отборщикам Московского кинофестиваля, взявшим подобную картину в свой конкурс.

Теперь главный вопрос - в том, хватит ли отваги прокатчикам, чтобы после выпустить "Да и да" на большие экраны, а президенту жюри ММКФ Глебу Панфилову - чтобы наградить. Ведь здесь нарушаются не только приличия, но и эстетические правила: сюжет буксует и ходит колесом, окрашенное любовью зрение шалит и бунтует, реальность окрашивается постоянно разными яркими цветами - синим, зеленым, красным, фиолетовым... Смотреть это можно и, вероятно, нужно не как фильм, а как атмосферный и жутко талантливый перформанс, или рок-концерт. И будет вам любовь и гармония.