"Превосходство" не вызывает сочувствия, и Джонни Депп не поможет
На экраны России выходит долгожданный фильм "Превосходство".
Режиссером этого амбициозного научно-фантастического триллера стал Уолли
Пфистер - более известный как оператор картин "Престиж", "Начало"
и "Темный рыцарь". Центральную роль - гениального ученого, который
после смерти превращается в компьютерный разум, - сыграл Джонни Депп. Подробнее
- культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.
"Превосходство" подавалось как едва ли не сенсация сезона, для
многих - один из самых ожидаемых фильмов года: и дебютант-режиссер Уолли
Пфистер, снимавший до этого как оператор невероятно зрелищные и эффектные
картины Кристофера Нолана, и, конечно, всенародный любимец Джонни Депп гарантировали успех. Так казалось. Но когда весной "Превосходство"
вышло в Америке, его встретило разочарование: кассовые сборы были удручающими,
а критика - вялой и в основном неудовлетворенной. Наверное, поэтому российские
дистрибьюторы решили сдвинуть прокат на середину лета: сейчас мертвый период,
серьезных конкурентов все равно нет.
Для начала хорошие новости: "Превосходство" недостаточно
превосходно, но уж точно стоит потраченного вечера и нескольких сотен рублей за
билет. Это мрачный, атмосферный, виртуозно снятый и смонтированный
фантастический триллер с прекрасными актерами - кроме самого Деппа и играющей,
по сути, более важную роль Ребекки Холл, здесь заняты Кейт Мара, Пол Беттани, а
также пришедшие из фильмов того же Нолана Морган Фримен и Киллиан Мерфи. Идея,
которая легла в основу сценария, не нова, но вечно актуальна. Гениальный ученый
умирает, получив отравленную полонием пулю от террориста, но его безутешная
жена загружает его интеллект в разработанный самим гением компьютер, и вот он
превращается в искусственный разум.
"Превосходство" - не только антиутопия об опасности чрезмерного
развития технического прогресса, но и притча вполне религиозного толка. Ведь
герой Джонни Деппа создает искусственного бога, нагло - но справедливо -
заявляя, что человечество всегда занималось именно этим. За эти слова и
получает пулю. Компьютер с голосом и лицом Деппа возвращает зрение слепцам и
ноги - паралитикам; доходит дело и до воскрешения мертвецов, ну и до чуда
воскресения во плоти в конечном счете тоже.
Однако "Превосходство" - еще и фильм о виртуальной любви,
идеальная пара к картине Спайка Джонза "Она". Правда, ощутить и
разделить это чувство зрителю вряд ли удастся. Вот здесь - вероятно,
единственная грустная новость: "Превосходство" сделано здорово, но не
вызывает никакого сочувствия или сопереживания, ноль эмпатии. А здесь уже
никакой Джонни Депп не поможет.
Этот фильм - формальный эксперимент, совершенный, но не трогающий. Почти как
компьютер. В этом смысле перед нами - органичное и уместное совмещение формы с
содержанием.
Популярное
Америка становится жертвой собственного самомнения
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В этой жизни всё так. Что-то запускается и кажется, что оно тебя не достанет. А оно, как колесо, проворачивается, проворачивается. Ты его вперёд запустил, а оно тебя по затылку как шарахнуло. Так и с Америкой, и её премудрыми технологиями цветных революций и произошло».
«Кто-то ставит огромный социальный эксперимент»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Я слышал новости по поводу паники в Великобритании, люди куда-то бегут из Лондона. И трудно понять: то ли это какая-то паранойя, которая запущена предыдущими мерами, то это ещё подкачивается... У меня ощущение, что кто-то ставит огромный, мирового масштаба социальный эксперимент».
«Украинскому сознанию хочется побед»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Украина – глубокая мировая провинция. Помимо «выдающихся внешнеполитических побед», над Россией разумеется, необходимо иметь всегда что-то великое. Она уже была родиной изобретателя огня, плуга и колеса. Эти человечество уже не впечатлишь. Теперь можно за борщ побороться, ещё за что-то».