21:19, 21 июля 2014

Путь криминалистов к месту крушения слишком долог...

В понедельник на место катастрофы Boeing в Донецкой области должна была прибыть первая группа международных экспертов. Представители ДНР заявляли, что ждали их, однако криминалистов не пустил Киев. Между тем украинская сторона отвечает взаимными обвинениями и заявляет, что не может гарантировать безопасность международных экспертов. Кто же тормозит спасательную операцию на месте падения Boeing-777? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Четверо суток прошло с момента катастрофы Boeing, но на месте его падения ещё не ступала нога международного эксперта. Там присутствует миссия ОБСЕ, но она выполняет, скорее, ритуальную функцию, не имеющую ничего общего с подлинными следственными действиями. Сбором тел пока занимаются местные жители и донецкие спасатели из числа украинского МЧС, а первичный осмотр погибших - в ведении городских судмедэкспертов и криминалистов. В силу их немногочисленности работа идёт медленно. К тому же киевские начальники донецких экспертов ещё и всячески вставляют им палки в колёса, признаёт генпрокурор Донецкой народной республики Равиль Халиков:

"Стоит отметить, что со стороны украинской власти были предприняты попытки исключения из следственной группы своих представителей. Нам известны случаи, когда им по телефону звонили и запрещали участвовать в следственных мероприятиях. Но это люди долга, и им за это большое спасибо. Они выбрали выполнение долга и вошли в следственную группу".

Лидеры ДНР обвиняют власти Киева, что те намеренно затягивают приезд на место падения Boeing международных экспертов. Формальная причина - якобы в этом районе идут боевые действия, и украинские силовики не могут гарантировать безопасность криминалистам. Но у той же миссии ОБСЕ, которая уже находится там, особых претензий к охране из ополченцев нет. То есть, причина эта надуманная, а истинные мотивы Киева совсем иные, уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

"Киевские власти всячески затрудняют подъезд международных экспертов, потому что планировали сами расследовать этот инцидент и так или иначе повлиять на его результаты, представив мировой общественности картину, которая устраивает их. И которую на самом деле создать с участием международных экспертов просто будет невозможно. На лицо заинтересованность Киева - не дать адекватной картины того, что случилось с Boeing-777".

На словах приглашая, но, по сути, всячески тормозя приезд иностранных экспертов, Киев пытается подстелить себе соломки. Понимает, что его версия трещит по швам, а в ходе международной экспертизы эти факты могут быть вскрыты, говорит Алексей Мухин:

"Речь идёт об инстинкте самосохранения, который у киевских властей в последнее время развивается очень сильно. Понятно, что если всё-таки выяснится, что самолёт сбили по инициативе киевских властей, то нынешнему официальному Киеву придёт политический конец".

Со своим коллегой спорит независимый политолог Сергей Михеев. Он считает, что не стоит так уж преувеличивать возможности международной экспертизы и желание иностранных криминалистов найти истину. Иначе, несмотря на все сложности, уже давно можно было бы приехать и провести поисковую операцию. Однако почему-то не спешат. Долгие сборы и нерешительность в поступках способствует тому, что тела погибших скоро не будут подлежать серьёзной экспертизе. Всё-таки там сейчас 35-градусная жара. Такое впечатление, что некие основополагающие выводы уже сделаны без непосредственного присутствия в поле, констатирует Сергей Михеев:

"Предположим, что однозначно зафиксировано, что самолёт был сбит ракетой "земля-воздух". Ну, и что? Это могла быть чья угодно ракета, скажут вам. То есть, к сожалению, это ничего не даст. Почему сейчас политическая кампания так бурно развивается? Потому что они понимают, что факты расследования никому ничего не докажут. Вот если выяснится, что самолёт был сбит не ракетой, тогда Барак Обама действительно окажется в глупом положении. Но если будет доказано, что был сбит ракетой, то, к сожалению, дело будет всё равно за политической интерпретацией".

Ещё сразу после катастрофы, во время первых разговоров с западными лидерами, Порошенко вроде бы высказался за временное двустороннее перемирие, чтобы дать возможность экспертам и спасателям провести все необходимые работы. Руководители донецкого ополчения тоже были за. Однако никакого перемирия нет, а в соседних районах идут боевые действия. Почему Киев не держит слово, размышляет Алексей Мухин:

"После того, как Пётр Порошенко предложил так называемый мирный план, стало ясно, что он не контролирует значительную часть военизированных структур, действующих сейчас на территории юго-востока Украины. Поэтому разговоры киевских властей о перемирии здесь, к сожалению, натыкаются на суровую практику ведения боевых действий. Вне зависимости от желания Киева".

По последним данным, первая группа иностранных экспертов (голландских) наконец добралась до Донецка. По плану они сначала должны поехать в Торез, осмотреть поезд с погибшими, и только потом - в Грабово, на место падения самолёта. Учитывая, что в рефрижераторах лежит уже более 200 тел, путь голландских криминалистов к обломкам Boeing может затянуться опять на несколько дней.

Смотрите также:

Крушение малайзийского "Боинга" в фотографиях