13:18, 21 октября 2014

Внуково: что привело к ЧП

Французское бюро по расследованию авиакатастроф направляет в Москву своих экспертов для расследования обстоятельств гибели Кристофа де Маржери. Самолет с главой энергокомпании "Тоталь" разбился в ночь на вторник в аэропорту Внуково через несколько секунд после взлета. Как установили следователи, легкомоторный бизнес-джет врезался в снегоуборочную машину, стоявшую на взлетно-посадочной полосе. Детали трагедии - в материале обозревателя "Вестей ФМ" Николая Осипова.

За две минуты до полуночи экипаж легкомоторного самолета "Фалькон" был готов к взлету. На борту всего один пассажир - президент французского концерна "Тоталь" Кристофф де Маржери. Он улетал из Москвы после важных деловых встреч. Диспетчер аэропорта Внуково дал разрешение на вылет и "Фалькон" начал разгоняться.

Самолет успел пройти несколько сотен метров, экипаж был готов к отрыву от взлетной полосы, с момента старта прошло около 40 секунд, никто не заметил внезапно появившееся препятствие. На земле стояла снегоуборочная машина, которую "Фалькон" зацепил, перевернулся упал на фюзеляж и загорелся. За считанные секунды самолет был превращен в груду горящих обломков. Руководитель пресс-службы аэропорта Елена Крылова давал первые комментарии на месте трагедии:

"Жуткое, трагическое стечение обстоятельств. Поздно заметили друг друга. Бывает человеческий фактор, кто-то на что-то отвлекся. Видимость нельзя характеризовать как хорошую или плохую, нижний край - 350 метров, нормальная для выполнения полетов. В этот момент взлетали и садились другие воздушные суда, у нас две полосы".

Трое членов экипажа и глава французского концерна погибли на месте. Водитель снегоуборочной машины чудом выжил, его госпитализировали. Взяли кровь на анализы - и уже через несколько часов следователи выдали шокирующую информацию. В крови водителя обнаружен алкоголь. А официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообшил о его задержании.

"Причиной случившегося стало вовсе не жуткое, трагическое стечение обстоятельств, как нам пытается преподнести представитель аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта. Что касается водителя снегоуборочной машины, Владимира Мартыненко, он уже задержан на 48 часов. И в ближайшее время следствие будет ходатайствовать перед судом о его аресте. Кроме того, в ближайшее время следователи примут меры к отстранению от служебных обязанностей ряда сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию этого уголовного дела".

"В числе приоритетных рассматриваются версии: ошибка диспетчера и действия водителя снегоуборочной техники. Также следствием будут проверены версии неблагоприятных погодных условий и ошибка пилотирования. В настоящее время уже установлено, что водитель снегоуборочной техники находился в состоянии алкогольного опьянения".

О степени опьянения водителя ничего неизвестно, но сам факт того, что на взлетной полосе аэропорта находился нетрезвый сотрудник, поражает. Это обстоятельство дополнило совокупность факторов, которые и привели к катастрофе. Впрочем, адвокат водителя заявил, что его клиент вовсе не употребляет спиртного, то есть подозрения в том, что он был пьян, ошибочны. А в момент столкновения с самолетом водитель был трезв, утверждает адвокат Александр Карабанов:

"Из показаний родственников следует, что он вышел на работу абсолютно трезвым. Мало того, у него имеются хронические заболевания сердца, при которых он не может употреблять алкогольные напитки. Насколько я знаю работу снегоуборочной техники на взлётной полосе, она жёстко регламентируется внутренними инструкциями и правилами. Техника может выехать на полосу только по указанию диспетчера. И сама процедура уборки снега или мусора - под контролем машину спецтранспорта, которая показывает направление движения и корректирует работу".

Родственники водителя также утверждают, что он не пьет, а его супруга указала на странное обстоятельство: почему снегоуборщика отправили на полосу, когда снега уже не было, а значит, и нечего было убирать? Слова женщины приводит портал Life News:

"Он был во Внуково-3, в углу, ближе ко Внукову-3. Чего его поставили снег убирать? Там одна вода стояла. Вот это - вопрос".

Действительно, у экспертов возникло сразу несколько вопросов, каким образом снегоуборщик оказался на пути "Фалькона", почему о препятствии никто не знал, почему диспетчер разрешил вылет, рассуждает главред журнала "Взлет" Андрей Фомин:

"Вопрос в координации действий диспетчера наземных служб, обеспечивающих очистку аэродрома и, собственно, экипажа. Потому как все равно пилот самолета не может приступить к началу взлета, пока не получит разрешение диспетчера".

Все детали выясняет следствие. Необходимо установить, кто выпустил снегоуборщик на летное поле и именно на эту полосу. А специалисты тем временем отмечают, что во внуковском аэропорту у персонала нет технической возможности отслеживать работу наземной техники. Во всех других аэропорта есть центры, из которых можно визуально наблюдать все пространство, где какая машина находится. Во Внукове такого нет. Более того, там две взлетно-посадочных полосы, которые пересекаются. Это позволяет делать схему посадки более универсальной, если присутствует такая помеха, как, к примеру боковой ветер. Но одновременно требует от диспетчеров четкого контроля, чтобы техника и самолеты не пересекались во время выполнения маневров. Это не означает, что аэропорт Внуково - менее безопасен, чем остальные, просто необходимо четко соблюдать правила, а они, видимо, были нарушены, констатирует главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

"Все инструкции, котоые написаны для аэродромных служб, если их чётко, то летать с аэродромов - безопасно. Если же произошла катастрофа, значит, что-то было нарушено. Надо искать, гед и что было нарушено. В любом случае, первый звоночек - это алкоголь в крови. Это безобразие, особенно, если мы говорим о Внуково. Это - правительственный аэродром, где летают не просто президенты нефтяных компаний, а президенты стран летают".

Есть предположения, что водитель снегоуборщика мог запутаться в ориентирах как раз на пересечении полос и выехать на ту, с которой взлетал бизнес-джет. Следователям теперь предстоит посекундно восстановить все события, которые происходили во время взлета и до него. С места катастрофы уже изъяты черные ящики, необходимо исследовать записи переговоров диспетчерских служб. Все это должно дать ответ на вопрос, каким образом наземная техника оказалась на пути "Фалькона" и почему экипаж не знал о роковом препятствии на взлетной полосе.