18:58, 27 октября 2014

Туристический бойкот в ответ на санкции: куда теперь ездят отдыхать россияне

Сотрудникам госкомпаний неофициально рекомендуют отказаться от поездок в те страны, которые вводили санкции против России. Об этом пишут в деловой прессе со ссылкой на неназванные источники. В Ростуризме и самих государственных корпорациях эту информацию либо не комментируют, либо опровергают. Однако представители туристической отрасли сообщают, что негласные правила уже начали действовать, и они позитивно сказались на отечественных курортах и гостиницах. Куда и почему ездят отдыхать россияне? С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Валерий Емельянов.

Ещё весной МИД посоветовал россиянам воздержаться от поездок в США и страны, которые имеют с ними договор о выдаче. Позднее стало известно, что МВД и другие силовые ведомства негласно рекомендовали своим сотрудникам по возможности этим летом отдыхать в России. Запретов как таковых не было, поясняют госслужащие. Но тем, кто имеет допуск к гостайне и другим секретным данным, стало труднее получать согласие на выезд у своего начальства. Как пишут в прессе, добровольно невыездными стали практически все высшие чиновники страны и главы госкорпораций, а вслед за ними - и многие их подчинённые. Ситуация не так однозначна. Речь, скорее, о том, что у граждан появился ещё один аргумент в пользу внутреннего туризма, считает генеральный директор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин:

"При том, что используются какие-то негласные или административные методы, конечно, есть и рост чисто внутренний, то есть не связанный ни с каким запретами. Он связан только с ростом интереса к нашим курортам. Мы видели, что поток начал расти ещё до начала противостояния с Европой. Наши туристы сейчас могут отдыхать на четырёх морях: Азовском, Чёрном, Каспийском и Балтийском".

Пляжный туризм - это три четверти всех поездок, замечает эксперт. В России это направление развивается в основном благодаря олимпийским инвестициям в Сочи. Люди ехали на юг в первую очередь посмотреть, как изменился город, а заодно проводили лето на море. Но, как оказалось, с окончанием тёплого сезона тренд вовсе не изменился, а даже усилился. Судя по заказам на ближайшие выходные, наши граждане постепенно привыкают к отдыху на родине, рассказывает руководитель службы поддержки сайта Oktogo.ru Ольга Фаваризова:

"На ноябрьские праздники в 2013 году всё-таки больше были предпочтения в европейские города: в Прибалтику, Италию, Испанию. Они были в топе. Сейчас, конечно, бронируют и в эти страны, но количество их гораздо меньше. Предпочтение ушло на российские города".

В коротких экскурсионных турах лидируют Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Золотое Кольцо. Зимние каникулы тоже обещают немало сюрпризов. Те россияне, которые привыкли не сидеть дома в длинные выходные, впервые за последние годы массово бронируют билеты и отели не за границей. Выделять регионы-лидеры по привлечению туристов пока рано. Но, видимо, это будут горные районы страны и лыжные трассы регионального значения, рассуждает генеральный директор компании Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова:

"Интерес к внутренним поездкам охватывает всю нашу страну с безусловным пиком интереса в летний сезон в Крым и в Сочи, в зимний - в тот же Сочи (Красная Поляна), на Алтай, в Шерегеш (Сибирь). Каждый регион рапортует о своём приросте турпотока. В среднем по стране он составляет плюс 30-35 процентов к предыдущему году".

Серьёзную поддержку российскому внутреннему туризму оказало удешевление рубля. Отдыхать на родине стало выгоднее. Если раньше считалось, что отечественные курорты по соотношению цены и качества уступают и европейским, и турецким, то сейчас они привлекательны даже для иностранцев, продолжает Елена Лысенкова:

"Безусловно, на фоне девальвации рубля и изменения курсовых показателей российский отдых не увеличил свою стоимость на те самые 20-30 процентов курсовой разницы. При этом все международные курорты, поскольку их основные базовые ставки идут в валюте, для нас, россиян, зарабатывающих деньги в рублях, выросли в цене, что, безусловно, в том числе позитивно сказывается на интересе к российскому отдыху".

Представители гостиничного бизнеса не стали спекулировать на падении заграничного туризма, говорят эксперты. Напротив, большинство включилось к гонку за потребителя, предлагая лучшие условия, чем их конкуренты. В том числе, уступая в цене, замечает Ольга Фаваризова:

"Отели зачастую делают какие-то скидки, акции, поэтому нельзя сказать, что общая тенденция - к росту цен на российские отели. Наоборот, они сейчас рады, что предпочтения россиян изменились в их пользу. Поэтому и роста цен нет".

Стоимость зарубежных туров тем временем продолжает расти. В Ростуризме предупреждают, что ждать горящих дешёвых туров бессмысленно, поскольку с рынка ушли те самые фирмы, которые выживали за счёт демпинга, занижения цен и создания туристических пирамид.