"Пояс Афродиты": всё, что вы хотели знать о проститутках, но боялись спросить...
В петербургской галерее при большом стечении народа был показан кукольный спектакль "Пояс Афродиты", поставленный по текстам и разыгранный представителями древнейшей профессии. На спектакле побывал культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Само предложение - приехать в Петербург, чтобы посмотреть спектакль, поставленный труженицами коммерческого секса, иначе говоря - той самой, древнейшей профессии, ими поставленный, ими разыгранный и посвященный их нелегкому труду, - само это приглашение, если бы оно прозвучало 1 апреля, конечно, было бы воспринято мною как розыгрыш. Но приглашала известная мне художница и куратор Виктория Бегальская, которая не в первый раз уже посвящает свое время и силы этой, скажем так, теме. А тут, помимо спектакля, предполагался еще и круглый стол, даже многочасовая дискуссия с участием отечественных и зарубежных философов, представителей феминистского движения, культурологов, журналистов. Меня приглашали как театрального критика, то есть я должен был оценить все происходящее с театральной точки зрения.
Сразу скажу, есть о чем поговорить. Спектакль был кукольный. Кукольный театр, в отличие от простого человеческого, требует непростых ремесленных навыков, которого у девушек не было. Зато куклы были сделаны руками профессиональных художников, и они-то как раз были и разнообразны, и даже такими, что просто впечатались в память.
Кроме кукол, в спектакле было много чего еще, без чего никакой современный спектакль, и даже современный кукольный спектакль сегодня обойтись не может. В кукольном спектакле сегодня непременно на сцену выходят и сами актеры - кто же сегодня согласится всю жизнь провести за кукольной ширмой? Актер, даже актер кукольного театра, хочет, чтобы его узнавали в лицо. Ну, и конечно, ни один современный спектакль не может обойтись без видео, так что видео в спектакле, который называется "Пояс Афродиты", тоже было хоть отбавляй.
Но главное, за 40 минут, что идет этот спектакль, актерам и соавторам текста в одних и тех же лицах удалось передать всю необходимую информацию о тяготах и лишениях профессии, о том, как труден ими избранный путь.
Другое дело - вся эта информация была известна, и в общем, с тех пор, как эта древнейшая профессия существует. Среднестатистическая история о том, как они дошли до жизни такой, изменений почти не претерпела. Что вовсе не отменяет сочувствия. А главное, цель, которую ставили создатели спектакля и художники-кураторы, конечно, была достигнута: тема - горячая, такая, на которую не клюнуть невозможно, поэтому был полный зал, даже не полный, а переполненный. Естественно, журналисты, телекамеры - в общем, внимание к проблеме привлечь удалось. Другое дело, если говорить о спектакле, то, конечно, смысл в нем будет, только если перейти от разовой акции к регулярному прокату.
Правда, в этом случае придется всерьез поработать: для одноразового показа оно и так сойдет, а если играть спектакль, как положено, регулярно, то окажется, что спектакль нуждается в профессионально написанной пьесе. И кукловод - это тоже профессия, хотя, конечно, и не такая древнейшая, но тоже старинная, и тоже, значит, требующая к себе уважения. А в нынешнем виде спектакль немного напоминал перестроечные шутки-прибаутки по мотивам стихотворения Маяковского "Кем быть": "Проститутке хорошо, а киллером лучше. Я бы в киллеры пошел, пусть меня научат!"
Популярное
Америка становится жертвой собственного самомнения
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В этой жизни всё так. Что-то запускается и кажется, что оно тебя не достанет. А оно, как колесо, проворачивается, проворачивается. Ты его вперёд запустил, а оно тебя по затылку как шарахнуло. Так и с Америкой, и её премудрыми технологиями цветных революций и произошло».
«Украинскому сознанию хочется побед»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Украина – глубокая мировая провинция. Помимо «выдающихся внешнеполитических побед», над Россией разумеется, необходимо иметь всегда что-то великое. Она уже была родиной изобретателя огня, плуга и колеса. Эти человечество уже не впечатлишь. Теперь можно за борщ побороться, ещё за что-то».
Западу Навальный нужен как «играющий в резерве»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Западу выгодно, чтобы он вернулся. Я об этом говорил, когда вся эта штука развернулась. Я сразу сказал, что, как только он там задержался, сразу же здесь и доверие к нему, и репутация его стали разваливаться. Как только стало ясно, что его принимают на государственном уровне, что он выгоден иностранным государствам».