Госдума пытается избавиться от хаоса на туристическом рынке. Волна банкротств туркомпаний показала слабые места отрасли. Клиенты компаний оказывались не защищены, а страхование в большинстве ситуаций остается формальностью. Депутаты предлагают изменить систему гарантий для туриста и заставить туроператоров самостоятельно регулировать рынок. Станут ли путешествия более безопасными, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Крупнейшие туркомпании страны оказались бессильны перед кризисом. Тысячи россиян стали жертвами череды разорений, либо оставаясь брошенными на курортах, либо просто потеряв деньги. Госдума обещает законопроект, который оградит путешественников от проблем. Его пункты цитировал председатель комитета по экономической политике Игорь Руденский.

"В законопроекте вводится понятие "электронная путевка". Также все туроператоры обязаны будут выдать за сутки нашим гражданам, которые выезжают за рубеж, электронный билет и, соответственно, подтверждение о бронировании гостиницы. Теперь турагенты обязаны будут работать от имени и по поручению туроператора. Это, опять же, накладывает взаимные обязательства на все структуры, которые сегодня занимаются реализацией туристических путевок".

На самом деле требования не революционны. Они и сейчас выполняются большинством фирм по продаже путевок. Билеты и ваучеры, как правило, выдают за сутки-двое до поездки. С сомнительными агентствами серьезные операторы предпочитают не работать. Но покупка тура все равно каждый раз превращается в некую лотерею. "Южный крест", "Солвекс-турне", "Лабиринт", "Нева", "Ланта-тур", "Капитал-тур" - это лишь краткий перечень самых крупных компаний, которые покинули рынок и которым многие доверяли. Теперь доверия нет уже ни к кому. Чтобы его вернуть, нужны радикальные изменения, считает депутат Ярослав Нилов.

"У любого туристического полиса или у любой турпутевки должен быть идентификационный номер, для того чтобы на официальном сайте Ростуризма любой турист мог идентифицироваться и посмотреть всю предысторию своей путевки. Он знает, что оплачено, что не оплачено, оплачены ли билеты, оплачено ли проживание, какой туроператор. Кроме этого, необходимо сделать публичным перечень всех туристических операторов России".

Россияне, потеряв веру в туроператоров, бросились самостоятельно бронировать билеты и места в отелях. Но и тут полно подводных камней. Временами люди покупают билета в интернет-агенствах сомнительного происхождения. И уже были примеры разорения таких онлайн-касс. Хаос правит и в виртуальном туристическом мире, и в офлайне, резюмирует Ярослав Нилов.

"Тот туристический хаос, который сегодня существует, этот закон до конца не отрегулирует. Это лишь полумера, которая какие-то элементы дополнительной гарантии вводит, но все равно, как говорится, воз и ныне там. И от неприятных ситуаций мы наших туристов до конца не застрахуем. Почему? Потому что туроператоры продолжают работать по принципу финансовых пирамид, когда, оказывая услуги одним клиентам, используются деньги других клиентов. Поэтому этот мыльный пузырь - он расширяется до определенных размеров. Когда туроператор видит, что он в состоянии предбанкротства, деньги, активы выводятся, банкротится предприятие. После этого под другим юридическим брендом начинается та же самая работа".

Эксперты предлагают создать хотя бы некое подобие рейтинга, чтобы люди понимали, у кого они покупают путевки. Каким образом будет формироваться рейтинг, пока не ясно. Вполне возможно, что этим мог бы занимать Ростуризм, обобщая данные о проблемах в тех или иных туроператорах и выставляя так называемый коэффициент доверия фирмам.

Спасением для многих туристов стали средства "Турпомощи", которых катастрофически не хватает. В этот фонд аккумулировали деньги, на которые потом вывозили в Россию брошенных клиентов. Но на полноценное возмещение всего ущерба пострадавшим чаще всего денег не хватало. Депутат Михаил Емельянов полагает, что надо менять схему гарантий.

"Институт страхования ответственности себя исчерпал, потому что страховщики не хотят страховать риски в туристическом бизнесе. Перестраховать их тоже невозможно, поскольку в обязательном порядке создать пул перестраховщиков тоже невозможно. Поэтому мы считаем, что необходимо идти по другому пути. В законопроекте содержится продуктивная идея по созданию в рамках "Турпомощи" Фонда персональной ответственности туристических операторов".

Страхование было и остается формальностью, которая лишь позволяет получить визу. Во многих случаях реальной страховой помощи клиент не получает. Да и страховые компании начали массово избегать туристической отрасли, где сборы не так велики, а расходы в случае возникновения проблем ощутимы. Пока Госдума разрабатывает новые правила игры на туристическом рынке, аналитики не исключают новых разорений. Есть предложение создать институт саморегулируемых организаций туроператоров. То есть сами компании будут формировать своего рода клуб надежных поставщиков услуг, избавляясь от сомнительных фирм. И эта процедура также подразумевает некую внутреннюю самоочистку, что, скорее всего, приведет к исчезновению некоторых агентств, которые не пройдут фильтрацию.