тема: Кредиты
17:33, 25 февраля 2015

Россияне отказываются от POS-кредитов

Россияне перестают брать кредиты в магазинах. Торговые сети и банки сообщают о резком падении спроса на дорогие покупки. Население экономит, а бизнес все реже доверяет покупателям "с улицы". Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.

В терминах банкиров и ретейлеров это называется POS-кредитование: клиент приходит в магазин, не находит полной суммы на покупку и берет заем прямо на месте. Или не берет, если в кредите ему отказали. В последние 3 месяца тенденция развернулась в сторону падения продаж через кредиты. С одной стороны, начало зимы ознаменовалось беспрецедентным потребительским бумом. И банки надеялись, что после электроники россияне начнут скупать мебель и меховую одежду, которые тоже начали дорожать из-за роста курсов, но при этом обходятся на порядок дороже телефонов или телевизоров, то есть без кредитов немногие покупатели могут себе их позволить. С другой стороны, этот расчет полностью провалился - ожидая роста цен, население разместило остатки сбережений на депозитах, а кредитные портфели банков из-за падения продаж у ретейлеров сократились на 20-30%. Свою роль сыграло и то, что сотрудники банков и сами неохотно одобряли займы в магазинах, опасаясь выдавать деньги непроверенным клиентам, замечает руководитель сектора аналитики кредитных продуктов Банки.ру Елена Сударикова.

"Уже, наверное, к осени многие банки стали отказываться от этого вида кредитования. Во-первых, оно очень дорогое, во-вторых, оно очень рискованное: процент невозврата именно для кредитов, оформляемых в торговых точках, очень высок. Постепенно банки стали выдвигать заемщикам более строгие требования, а многие, повторюсь, просто отказались от этого вида кредитования".

Так, единодушно, банки и их клиенты потопили один из самых динамичных секторов российского кредитного рынка. Некоторые банки признаются, что у них POS-кредитование в отдельных сегментах сократилось в 2 раза в годовом выражении. Например, кредиты на бытовую технику в январе и феврале падали именно такими темпами. Мелкая электроника потеряла около трети заемного рынка. Лучше всех держатся шубы, кожаная одежда и мебель, но и там падение составило на уровне 10 процентов. Впрочем, по опыту предыдущего кризиса можно предположить, что это явление - временное. Россияне притормозили с дорогими покупками в кредит, но вряд ли надолго, считает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов:

"На моей памяти POS-кредитование капитально хоронили раза уже 3 или 4. Каждый год говорят, что оно умрет как сегмент, что его убьют кредитные карточки. Но этого не происходит. Главным преимуществом POS-кредитов является возможность для клиентов совершить спонтанную покупку прямо в магазине, получить сервис, не отходя от кассы. Мой позитивный взгляд обращен в будущее на горизонте года-полутора лет, когда этот сегмент и увидит точки роста".

Что точно не восстановится в ближайшее время, так это кредиты на туристические путевки. Спрос на туры падает сам по себе, и без вмешательства банков. Возможно, появятся новые виды массового кредитования, например, на образование - в России этот сегмент пока не развит, но имеет хорошие перспективы, если верить экспертам. Одна из разновидностей POS-кредитов - покупка товаров в рассрочку - в принципе чувствует себя неплохо, несмотря на кризис. Торговые сети берут на себя оплату процентов по кредиту, если клиент готов расплатиться в короткий срок. Правда, стоит помнить, что якобы нулевой процент на самом деле заложен в цену, поэтому особого смысла в такой покупке, как правило не бывает, говорит Елена Сударикова:

"Эти программы всегда были очень непрозрачными для клиента. Обычно с помощью этой программы можно было приобрести товар, на которой, например, была заранее завышена цена. Если внимательно присмотреться к такому банковскому продукту, там выгоды никакой для заемщика нет. Она мнимая. Скорее, для тех, кто не очень разбирается в банковских программах и предварительно не сравнивает цены на товары. Для внимательного клиента такая программа неинтересна в принципе".

По словам эксперта, ретейлеры сейчас пытаются сохранить договоры с банками-партнерами, например, заманивают их снижением комиссий за обслуживание. Поэтому высока вероятность, что взять кредит прямо на кассе можно будет, несмотря ни на какие кризисы. Правда, небольшим торговым сетям такие программы сейчас не по карману, поэтому искать POS-кредиты лучше в супермаркетах покрупнее.