тема: ЕГЭ
19:02, 03 апреля 2015

Каждый балл - на вес золота: общественники просят запретить понижать результаты ЕГЭ

Запретить апелляционным комиссиям снижать баллы за ЕГЭ предложили в Обществе прав потребителей образовательных услуг. По закону о едином госэкзамене сейчас после пересмотра результатов комиссии могут как прибавить выпускнику баллы, так и отнять их. Отчего родилась эта инициатива и как ее восприняли эксперты - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Виктории Шеиной.

Школьник из Оренбурга сдавал ЕГЭ по русскому языку. Результат показался ему слишком скромным, тем более что выпускник был уверен в своей правоте сразу по нескольким пунктам. Подал на апелляцию. Но, разобрав его работу, комиссия не только не повысила оценку, но и снизила ее на 4 балла. Таких случаев по России - не счесть, говорит Виктор Панин, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг. Сейчас по закону апелляционные комиссии могут менять оценку в ту или иную сторону.

"Проблема в том, что в этом порядке прописано, что при обращении с апелляцией ребенка, который сдавал, или законного представителя баллы ЕГЭ могут быть как повышены, так и понижены. И связано это якобы с удовлетворением апелляции. Но согласитесь, что, подавая апелляцию, гражданин ожидает увеличения своего результата, а никак не понижения".

Виктор Панин предлагает пересмотреть права и обязанности апелляционных комиссий. С инициативой он собирается обратиться в Минобрнауки. Ведь действительно получается нелепица: выпускники школ идут за улучшением результата, а в итоге у них отбирают и уже полученные баллы. В каких-то случаях это не сыграет большой роли, а другим, наоборот, каждый балл - на вес золота. Нужны новые правила игры, объясняют в Обществе защиты прав потребителей образовательных услуг.

"Мы считаем, что должно быть только 2 варианта: либо подтверждается результат, и нет оснований повышать балл. То есть в апелляции отказывают. И второй вариант - когда балл повышается, когда занижена была оценка".

В 2013 году каждому одиннадцатому заявителю в Приморье улучшили результат по итогам апелляции после ЕГЭ. И вообще, с каждым годом растет число обращений в апелляционные комиссии. Но их было бы намного больше, если бы не психологический момент - еще перед экзаменами многие учителя честно предупреждают выпускников, что если оспаривать результаты, то можно их не улучшить, а ухудшить. Встречаются и вовсе вопиющие случаи, приводит пример Олег Смолин - первый зампред комитета Госдумы по образованию.

"Есть примеры, когда апелляционные комиссии, стремясь наказать учеников и их родителей за чрезмерную инициативу, снижают результаты ЕГЭ при апелляции, хотя она подавалась с целью их повышения. Конечно, если мы поддержим эту инициативу, количество обращений будет повышено. Но ведь, в конечном счете, паровоз существует не для машиниста! ЕГЭ, прежде всего, для людей".

Любопытно, что ни один из опрошенных нами экспертов не смог возразить против инициативы. Единственное их опасение связано с тем, что в итоге обращения за апелляциями повалят тысячами. А ведь не каждое в должной мере обосновано, некоторые просто надеются на удачу.

Возможно, придется задуматься и о самой процедуре проведения ЕГЭ. Нет ли случаев, когда ответы могут толковаться двояко? Насколько понятны тесты? Прозвучало предложение приглашать на пункт сдачи ЕГЭ психолога, который бы в любой момент мог пообщаться с выпускниками. Ведь госэкзамен - это всегда стресс, и он тоже может повлиять на результат.