17:25, 27 мая 2015

Мобильные операторы продадут персональные данные своих клиентов банкам

Мобильные операторы будут продавать данные своих клиентов. Первыми покупателями могут стать банки. Две компании из "большой тройки" запустили эксперимент, в ходе которого абонентов оценивают с точки зрения кредитоспособности. Информация передается банкам в обезличенном виде - клиентам выставляют баллы в зависимости от их расходов, круга общения и географии передвижений. Можно ли защитить себя от такой тотальной слежки, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

За годы своей работы мобильные операторы собрали на удивление много информации о своих абонентах. Кроме банальной выписки с телефонного счета, в их дата-центрах хранятся данные о геолокации: где человек реально проживает, куда ездит на работу, каким маршрутом и на каком виде транспорта, в каких странах проводит отпуск, рядом с кем проводит больше всего времени. Все это в скором времени может стать доступным для потенциальных покупателей. Как пишут в деловой прессе, в пилотном проекте "Вымпелкома" участвуют два десятка банков. Когда сводные данные поступят в свободную продажу, ими наверняка заинтересуются многие коммерческие предприятия, размышляет директор компании LiveInternet Герман Клименко:

"Знания о том, как человек пользуется своим телефоном, сколько он платит, где он бывает, каким образом он потребляет Интернет, какие сайты посещает - это все достаточно важные знания для каких-то вариантов коммерциализации. То есть если, например, через телефон видно, что я езжу по Кутузовскому проспекту, то очевидно, что мне можно предлагать рекламу компаний, которые на Кутузовском проспекте работают, начиная от магазинов и заканчивая салонами красоты. То есть применений для этой истории очень много".

Конечно, данные абонентов передаются не в открытом виде. Закон "О персональных данных" это запрещает. Но операторы нашил изящный выход - присваивать клиентам скоринговые баллы, по аналогии с кредитными бюро. Таким образом, информация о финансовом состоянии клиента, его местонахождении и привычках будет представлена компании-покупателю по принципу "горячо-холодно": он, скорее, богат, чем беден, больше интересуется иномарками, чем интерьером, и 90 процентов времени проводит в деловом центре. По мнению руководителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, это не что иное, как раскрытие персональных данных:

"На самом деле, безусловно, здесь усматриваются признаки нарушения прав потребителей, так как при оформлении договора с сотовым оператором потребитель не давал согласия на подобного рода операции со своими данными. И, безусловно, здесь свое веское слово должны сказать государственные контролирующие органы - Роскомнадзор и другие".

Избежать мобильной слежки практически невозможно. Все три крупнейших оператора ведут подробный сбор данных абонентов. В "Мегафоне" заявляют, что делают это в интересах своего бизнеса, например, для оптимизации тарифов. А МТС и "Билайн" готовы делиться данными с другими компаниями - именно с этой целью они параллельно друг с другом ведут разработку скоринговых моделей. Одна из них должна быть готова к концу года. Авторы проектов подчеркивают, что используют мировой опыт, поэтому передача данных будет строго добровольной. Например, в банке перед выдачей кредита у заемщика должны спросить, могут ли они проверить его анкету по базе мобильного оператора. В таком виде использование данных абонентов вполне уместно, убежден Герман Клименко:

"У нас у всех в Интернете уже некоторая практика наработана. Любой посетитель может зайти на сайт "Яндекса" или "Гугла" и отказаться от того, чтобы на ним следили. Я думаю, равно или поздно аналогичные опции появятся и у сотовых операторов. Проблема заключается только в том, что принудительно от этих функций отказывается 2-3% людей, потому что пользы, которую человек получает от того, что, условно говоря, за ним следят, как это ни парадоксально звучит, больше".

Удобство для клиента - в том, что ему не дадут кредит, если он переоценивает свои финансовые возможности. Либо не будут рекламировать то, что его, вероятнее всего, не заинтересует. Похожим образом потребительские модели уже используются в крупных торговых центрах. Владельцы площадей отслеживают перемещение посетителей по их телефонам через Wi-Fi-сети. Затем составляется карта наиболее удобных для покупателей маршрутов, и вдоль таких "тропинок" размещаются самые популярные торговые точки.