тема: 37-й ММКФ
16:17, 23 июня 2015

"Райские кущи": история "лишнего человека" 21 века

Одной из самых ожидаемых и громких премьер 37-го Московского международного кинофестиваля стал фильм Александра Прошкина "Райские кущи". В новой версии "Утиной охоты" Александра Вампилова главные роли сыграли Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова. Картину посмотрел и оценил кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Зилов - грезящий об утиной охоте советский карьерист, изменяющий жене, окруженный неверными друзьями и категорически несчастливый, - был открыт выдающимся иркутским драматургом Александром Вампиловым как типаж наступающей эпохи застоя на закате 1960-х; его наследниками стали Александр Володин с его "Осенним марафоном" и Виктор Мережко с "Полетами во сне и наяву". Но кто усомнится в том, что сегодня Зилов живее всех, что именно этот, подловатый и склонный к пижонству вариант классического русского "лишнего человека", воскрешен в XXI веке как герой своего отнюдь не романтического времени? Доказать это взялись незаурядные люди, собравшиеся в уникальную команду для создания картины, получившей название "Райские кущи".

Первый и главный - прекрасный режиссер Александр Прошкин, классик отечественного кино, создатель главного перестроечного блокбастера "Холодное лето 1953-го года", который и взял на себя смелость перевести вампиловскую "Утиную охоту" на сегодняшний язык. Второй - человек, этот перевод осуществивший, наверное, лучший, самый изобретательный и актуальный сценарист последних полутора десятилетий Александр Родионов. Наконец, актеры: прежде всего Евгений Цыганов, который сыграл здесь если не лучшую, то одну из самых ярких, разнообразных и самобытных своих ролей. Тем не менее, "Райские кущи" - фильм-ансамбль, и Чулпан Хаматова, сыгравшая роль уставшей от всего жены Зилова, официант Дима - замечательный Виктор Немец, сыгравший роль лучшего друга Дмитрий Куличков и роль босса - Виталий Хаев, - все они на своих местах и играют превосходно.

Забавный и печальный парадокс: воспетый Булгаковым еще в 1920-х и 1930-х, а потом подхваченный Вампиловым проклятый квартирный вопрос никуда не девался - по-прежнему совесть в нашей стране продается за жилплощадь. Собственно, "Райские кущи" - название элитного жилищного комплекса, за квартиру в котором герои этого фильма готовы отдать буквально все, а главный герой - Виктор Зилов - уже отдал, и теперь за это расплачивается. Работа давно не приносит радости, отношения с женой ни к черту, план начать жизнь с нового листа позорно прогорел, даже закадрив без особого труда симпатичную девочку-провинциалку среди улицы, он не обретает счастья: вот и остается мечтать о последнем мифическом прибежище - утиной охоте, куда Зилов привык каждый год ездить со старым другом. Безвременье, растерянность, всепобеждающий гламур и прагматизм - точный отпечаток старой прекрасной драматургии на сетчатке нашего сегодняшнего глаза: фильм появился вовремя.