тема: Кредиты
17:36, 08 июля 2015

Потребкредиты пойдут через брокеров

Продажи бытовой техники и электроники пойдут через кредитных брокеров. Крупные торговые сети убирают из своих магазинов представителей банков и меняют их на универсальных посредников. По мнению ретейлеров, это будет удобно и покупателям, и сетям, и банкам: кредиты на технику будут одобрять чаще. Эксперты говорят, что за такое удобство заплатят сами потребители. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов продолжит тему.

Эра "бумажных кредитов" уходит в прошлое. А вместе с нею - и раздутые кредитные отделы при магазинах. Если раньше покупателю предлагали на выбор 2-4 банка (а часто и вовсе один), то сейчас кредитный прейскурант существенно расширился. В отделе останется один сотрудник, но теперь это будет представитель брокерской фирмы. Он поможет отправить заявки сразу в несколько банков и выбрать самый дешевый заём. Или лучший в плане графика погашения. Времени это отнимает меньше, и вероятность того, что клиент получит кредит, станет больше. Банки тоже в выигрыше - они смогут сократить штат кредитных менеджеров при магазинах. Ну а торговая сеть поднимет продажи, резюмирует руководитель проекта "ЭБК System" Олег Попов.

"Если это классический кредитный брокер, то он работает с большим количеством банков, что выгодно для торговой сети. Брокер может предложить 5,6,7 банков и подобрать наиболее оптимальное решение", - комментирует эксперт.

Вопрос только в том, кто оплатит работу брокера. Доход кредитного менеджера складывался из стоимости займов и был "размазан" по всем клиентам. Специалист получал до одной десятой части тех денег, которые выдавал от имени банка. На ставку это не влияло. Брокеры работают иначе. Они могут брать небольшой процент с банка, чей заём клиенту показался лучшим. Но основной доход возьмут с заемщика. То есть за свой одобренный кредит клиент отдаст больше, чем если бы он отправился напрямую в банк, добавляет Олег Попов.

"Банк будет платить этому брокеру, но размер комиссии небольшой: 3-5% займа. Чаще брокер берет комиссию с самого клиента, и там суммы могут достигать 5,6,7 или даже 10%", - поясняет Попов.

Есть и еще один неприятный нюанс в работе кредитных брокеров: нередко они аффилированы с тем или иным банком и продвигают его займы в первую очередь. Это может происходить из-за повышенного процента или дружеских отношений между фирмами. В такой ситуации теряется весь смысл обращения к брокеру. Специалист не помогает сэкономить, а навязывает продукт, и не факт, что он будет самым выгодным, замечает директор по исследованиям Национального агентства финансовых исследований Диляра Ибрагимова.

"Вопрос в том, будет ли он действительно независимым. На Западе есть независимые финансовые советники. Это очень распространенный и пользующийся популярностью институт. А у нас этого явления особо нет, поскольку часто возникает конфликт интересов. Может, это должно делать государство? Но вряд ли станет, ведь на это нужны бюджетные деньги", - рассуждает Ибрагимова.

Эксперты сходятся во мнении, что благодаря брокерам процент одобренных заявок на потребкредиты вырастет. Но рынок это не спасет - в мае розничное кредитование в России сократилось в 2 раза. Не только банки потеряли интерес к малым займам, но и сами покупатели. Сейчас в тренде остаются только крупные, "стратегически значимые" банковские продукты: хорошо держится спрос на ипотеку, автозаймы, кредиты на красоту и здоровье. А вот беззалоговые кредиты на любые цели, особенно в наличном виде, - в лидерах падения почти весь год. Как выразился зампред "Сбербанка" Александр Морозов, "золотое время потребительского кредитования осталось в прошлом".