12:18, 17 августа 2015

Чудо личности и таланта: Олегу Табакову – 80

80 лет исполняется одному из самых значительных деятелей отечественного театра и кино – артисту Олегу Табакову. Вспоминая самые значительные его работы, обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин поздравляет юбиляра.

Впору поздравлять не Олега Табакова – хотя мало кто в таком почтенном возрасте хранит подобную живость ума и духа, играя потрясающие роли и по-прежнему интересуясь всем новым в искусстве и окружающем мире, – а всех нас с тем, что Табаков у нас есть. Его талант в доказательствах не нуждается, и не потому, что всем известен и всеми признан – подумаешь, на то и нужны идолы, чтобы их ниспровергать, – а просто потому, что с очевидным ничего поделать нельзя.

Не вспоминайте о былых заслугах, просто пробейтесь, если получится добыть билет, в возглавляемый Табаковым и вновь превращенный им в один из главных театров страны МХТ на "Юбилей ювелира" в постановке одного из самых радикальных режиссеров современности Константина Богомолова – к слову, без покровительства Табакова он мог бы и не получить возможности ставить на важнейших площадках России, – и увидьте, вернее, почувствуйте все сами. Ни намека на бенефисное самолюбование: перед нами не комедиант, а усталый пожилой человек, каждому слову которого веришь, – и, вместе с тем, рождающийся у тебя на глазах мощнейший образ сопротивления смерти, распаду, забвению. То самое, что и делает присутствие искусства в жизни не приятным, но необходимым.

Уроженец Саратова, выпускник Школы-студии МХАТ и самый молодой из шести легендарных основателей театра "Современник" Олег Табаков понял это очень рано. Начав с роли студента Миши в историческом спектакле "Вечно живые", он стал одним из ведущих артистов театра. С 1970 года Табаков – директор "Современника", в начале 80-х по предложению Олега Ефремова переходит во МХАТ. С середины 70-х он еще и преподаватель: здесь берет начало та самая, до сих пор успешно существующая, "Табакерка", и растет слава Табакова как педагога. Его театр в Перестройку – одна из трех первых официально разрешенных студий; наконец, в XXI веке Табаков возглавляет теперешний МХТ.

Но все это, конечно, не более чем сухая статистика на фоне тех потрясающих ролей, которые он играл. "Пять вечеров", "Голый король", "Сирано де Бержерак" и "Обыкновенная история" – только некоторые культовые спектакли "Современника", где он блистал; Сальери, Мамаев, Сорин, Фамусов, Мольер во МХАТе. А в кино: "Чистое небо" и "Живые и мертвые", "Война и мир" и "Гори, гори, моя звезда" – в 1960-х, "Достояние республики" и "Семнадцать мгновений весны", "Москва слезам не верит" и "Несколько дней из жизни Обломова" – в 1970-х, "Мэри Поппинс, до свидания!", "После дождичка в четверг" и "Человек с бульвара Капуцинов" – в 1980-х.

На смену лирике пришли острохарактерные роли: "Ширли-Мырли" и "Три истории" Киры Муратовой – в 1990-х, а совсем недавно – ее же фильм с пророческим названием "Вечное возвращение". А ведь на все образы многоликого Табакова всегда накладывалось еще и амплуа анимационных персонажей – от хулигана Барбоса до нежнейшего Волка, через незабвенного кота Матроскина. Говоря проще, сегодня Табаков и есть наше достояние республики: драгоценное, неподвластное времени и слову чудо личности и таланта.