19:08, 18 августа 2015

Варварство под маской православия. О погроме в “Манеже”

Генеральный директор столичного "Манежа" Ирина Толпина опубликовала на своем сайте официальное заявление по поводу инцидента, произошедшего в выставочном зале в минувшую пятницу. Ни Министерство культуры России, ни Департамент культуры Москвы за эти дни никаких заявлений по этому поводу не сделал. Между тем, глава Союза музеев России и генеральный директор музея "Эрмитаж" Михаил Пиотровский призывает музеи учиться защищаться самим в таких случаях. Ситуацию комментирует культурный обозреватель "Вестей FM" Григорий Заславский.

Центральный выставочный зал "Манеж" не в первый раз становится местом культурно-политического скандала, но впервые неприятие произведения искусства проявило себя в форме нападения посетителей на скульптуры. Вандализмом назвали эту акцию печально уже известного "православного" активиста Энтео, который с группой соратников пришел в минувшую пятницу на выставку "Скульптуры, которых мы не увидим" и напал на экспонаты, которые, по его мнению, оскорбляют чувства верующих. По поводу истории: можно вспомнить, что именно в стенах "Манежа" в декабре 1962 года Хрущев устроил разнос художникам-нонконформистам, и тогдашние его оскорбительные высказывания сегодня называют не иначе как "разгром манежной выставки". Хотя тогдашний всесильный первый секретарь ЦК КПСС размахивал руками, называл художников разными обидными словами, даже требовал, чтобы они все разом уехали из Советского Союза. Но ни одной картины не тронул. Осталась, правда, легенда, что на одну работу он плюнул. Тоже, конечно, нехорошо, но все-таки на экспонаты не бросался, не ломал, хотя его партийные чувства, это было видно, художники сильно оскорбили.

Нынешний визит уже известного в художественных и театральных кругах "православного активиста", как он сам себя называет, был куда решительнее. Энтео и его соратники из группы "Божья воля" набросились на линогравюры выдающегося художника Вадима Сидура. 4 линогравюры в итоге пострадали и сейчас переданы на экспертизу. Но вот официальное заявление "Манежа" появилось лишь сегодня, после уже второго посещения выставки Энтео - он не успокоился, в воскресенье снова пришел в "Манеж" и требовал закрыть выставку, которая, по их разумению, оскорбляет чувства верующих.

В официальном заявлении гендиректора "Манежа" Ирины Толпиной произошедший инцидент - только тот, который случился в пятницу, - назван "чудовищным, противоправным, провокационным, вызывающим ужас и возмущение". "Это событие, - говорится дальше, - всколыхнуло все мировое музейное сообщество и вызвало большой общественный резонанс". А вот с этим, к сожалению, можно поспорить. Да, мировое музейное сообщество это событие всколыхнуло, и, к сожалению, наш московский случай укладывается в нехорошую цепочку, где есть и мартовская история, когда боевики группировки "Исламское государство" фактически сравняли с землей остатки древнего города Дур-Шаррукин на севере Ирака, известного своими каменными барельефами. Их эти барельефы тоже оскорбляют, и тоже именно в части религиозных чувств. Но по поводу того, что творят боевики ИГ, все вроде бы едины в мнении, солидарны. В свое время - правда, время было другое, - весь мир был шокирован нападением на "Данаю" в Эрмитаже. Тоже был человек оскорблен... А нынешние акции наших оскорбленных "верующих активистов" вовсе не вызывают всеобщего возмущения, а самое главное - особого общественного резонанса что-то не видно и не слышно.

Наше российское Министерство культуры с пятницы молчит. Ну, вроде как имеют право - это же не их территория, "Манеж" - культурное учреждение столичного подчинения, а не федерального. Но ведь и ведомство Александра Кибовского, то есть столичный Департамент культуры, тоже никак не отреагировало на произошедшее, хотя тут - ну, казалось бы, у любого образованного, культурного человека на уровне инстинкта, рефлексов следует естественная человеческая реакция ужаса перед варварством. А вот его-то, получается, и нет.